Устройство и разновидности кареток для велосипеда

Стандарты: Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР.

Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название.

Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

ISIS Drive – (от Англ.

International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA.

Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу.

Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA.

И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок.

Обратите внимание

Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

 

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем.

Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой.

73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

 

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Видео по теме:

Источник: https://bb30.ru/blogs/velo_choice/standarty-tipy-karetok-dlya-velosipeda

Типы кареток для MTB

Каретка – это подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, который служит для крепления и вращения шатунов системы. На текущий момент существует несколько стандартов (посадочных мест и схем крепления шатунов) кареток, разобраться в которых мы поможем в рамках этой статьи. Вы узнаете чем BB30 отличается от Hollowtech II или Octalink, а также многое другое!

Типы кареточных узлов

Все каретки можно разделить на открытие и закрытые(картриджи) кареточные узлы.

Открытая каретка

Представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.

Недостаток открытых кареток в том, что в них часто попадает грязь, влага, они быстро засоряются и приходится их перебирать, но при постоянном уходе открытая каретка может проработать очень долго.

Еще одним недостатком можно назвать перекос кареточного вала относительно кареточной трубы это зависит от качества самой рамы и кареточного узла.

Картриджная каретка

Представляет собой не разборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы.

Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку.

Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. Существуют полуразборные каретки, что иногда позволяет их ремонтировать.

Стандарты соединений каретки и шатунов

SQR (соединение под квадрат)

Соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов.

Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник.

Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.

Каретки с соединением на квадрат, раньше являлись стандартом в горном велосипеде и несмотря на то, что до сих пор практически все велосипеды начального уровня комплектуются именно каретками на квадрат, это соединение вытесняется более новыми и совершенными видами соединений. Если Shimano еще несколько лет назад выпускала каретки уровня XTR с креплением на квадрат, то сейчас для этой линейки разработан новый вид крепления.

Octalink

 

Стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения.

Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano.

Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат.

HOLLOWTECH II

 

Для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна. Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.

Считается, что данный стандарт используется только Shimano, однако производитель hi-end компонентов для велосипедов Race Face, в своих компонентах для XC, DH и FR пользуется данным стандартом. И что самое главное эти компоненты полностью совместимы со стандартом Hollowtech II. Надеюсь, что данному примеру обязательно последуют другие производители.

GXP

Giga X Pipe — аналог HOLLOWTECH II от Truvativ. В данной каретке используется схожая система крепления шатунов, но шлицы не совместимы с HOLLOWTECH II. В группу GXP входят следующие системы — Noir, Stylo.

ISIS Drive

 

Шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов. Каретки этого стандарта бывают как открытыми, так и картриджными.

Howitzer

Новый стандарт, который преимушественно используется в шатунах для экстремального катания. У него немного не такие, как в ISIS, шлицы и чашки каретки с внешними подшипниками. При этом ось каретки идет вместе с ней, а не запрессована в правый шатун, как у сэйнта, хотя в самой каретке все раздельное: чашки отдельно, ось отдельно, проставка между чашками отдельно.

BB30

Абсолютно новый стандарт кореток. В новом стандарте нет ничего принципиально нового. От производителя рам, требуется установить новую кареточную трубу, с внутренним диаметром 41.96мм.

В нее впрессовываются два промышленных подшипника, аналогично тому, как мы делаем на современных рулевых колонках. Интегрированная в систему ось диаметром 30мм вставляется сквозь подшипники и затягивается вторым шатуном.

Все крайне просто, но абсолютно несовместимо с нынешними рамами и системами.

Размеры кареток

Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68, 73 или 83 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы (линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать.

На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи — 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм.

Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116-127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108-113 мм для более высоких групп.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта rideline.ru , а также изображения из разных источников.

Источник: https://bike4u.ru/articles/1093/

Современные стандарты велосипедных кареток и их выбор

Одной из крупнейших проблем для покупателей при выборе компонентов является выбор правильной каретки. Существует огромное количество стандартов шатунов и кареточных узлов рамы, однако подобрать правильные компоненты не так сложно, как кажется.

Читайте также:  Разновидности настенных кронштейнов для велосипеда

Читайте дальше — и вы сможете в этом убедиться.

В этой статье я не буду рассматривать стандарты BMX кареток, кареток для Fat-байков, а также очень устаревшие стандарты (например, «американку», которую до сих пор некоторые, даже достаточно именитые производители любят устанавливать на детские велосипеды).

Каретка — это механизм, связывающий шатуны вашего велосипеда с рамой и позволяет им вращаться. Поэтому для правильного выбора этого компонента нужно знать стандарт кареточного узла рамы и стандарт шатунов. С последних мы и начнем.

1. Шатуны

Шатуны — это компонент трансмиссии велосипеда, который превращает вертикальных движение ног велосипедиста во вращательное движение звезды, который через цепь (или ремень) передается на заднее колесо и приводит в движение ваш велосипед (ну, короче, это те рычажки, на которые крепятся педали и передние звезды).

Ниже приведена классификация различных типов крепления шатунов. В некоторых пунктах я буду предоставлять изображения кареток, а не шатунов, поскольку это даст более полное представление об общих принципах работы системы.

1.1 Трехкомпонентные шатуны (Three-piece crankset)

Один из вариантов трехкомпонентных шатунов — Shimano Octalink V2
В эту большую группу входят шатуны и каретки, подвижная часть которых состоит из трех частей: левый шатун — ось вращения (которая является элементом каретки) — правый шатун.

Каретки под квадрат, Octalink и ISIS

1.1.1 Шатуны под квадрат

На самом деле, существует 2 разных варианта «квадрата»: ISO и JIS (Japanese Industrial Standard).

99% кареток под квадрат, которые вы сможете найти  относятся к стандарту JIS (например, все каретки Shimano).

Каретки ISO стандарта Campagnolo производит и некоторые производители NJS компонентов для трековых велосипедов (например, Sugino). Визуально ISO каретки имеют менее коническую посадочную часть по JIS.

Вал имеет форму усеченной пирамиды, расширяющейся ближе к раме. В зависимости от модели шатунов и нужного вам чейнлайна, необходимо выбрать определенную длину вала. Например, для шатунов Shimano всю необходимую информацию по подбору длины вала можно найти на si.shimano.com

1.1.2. Shimano Octalink

И этого стандарта существует два подвида: Octalink V1 и V2. Но V2 в десятки раз более распространен чем V1. В обоих вариантах вал имеет форму цилиндра с восемью шлицами, но в V1 шлицы имеют длину 5 мм и ширину 2 мм, а в V2 — длину 9 мм и ширину 2.8 мм. Сейчас тип V1 используется только в трековой группе Shimano Dura Ace.

Как и для квадрата, для Octalink под разные шатуны подбирается разная длина вала каретки. Ниже приведена таблица для актуальных моделей.

1.1.3 ISIS

Вскоре после разработки стандарта Shimano Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт ISIS (компоненты совместимые с этим стандартом также выпускали Truvativ и FSA).

Вал имеет 10 шлицов и этим стандартом предусмотрено (в отличие от предыдущих двух) определенное фиксированное расстояние от посадочного места на шатуне к внешней звезде. То есть, приобретя любые МТБ шатуны стандарта ISIS и каретку с длиной вала 113 мм, вы получите чейнлайн 48.5 мм (или вал 118 мм для чейнлайна 51 мм).

Для шоссейных шатунов вам понадобится вал 108 мм под ченлайн 43.5 мм (для шатунов на 2 звезды) и вал 118 мм для чейнлайна 45 мм (для шатунов на 3 звезды).

1.1.4 PowerSpline

Каретка Truvativ Powerspline
Еще одна версия шлицевого соединения шатунов с кареткой от Truvativ. Каретки данного стандарта имеют меньший диаметр вала, чем предыдущие и 12 шлицов.

1.2 Двухкомпонентные шатуны (Two-piece crankset)

Эта группа шатунов имеет одно общее свойство: ось вращения (вал каретки?) запрессованный в один из шатунов (а в некоторых случаях — и в оба). Фактически, подвижная часть состоит из двух элементов, откуда происходит и название. На первый взгляд, в данной группе существует множество стандартов, однако многие из них похожи между собой, поэтому я попробую их сгруппировать.

1.2.1 Shimano Two-piece crankset (многие ошибочно называет их Hollowtech II), FSA MegaExo, Race Face X-Type, …

Эти стандарты характеризуются прямым валом, запрессованным в один из шатунов. В версии с валом диаметром 24 мм используют взаимозаменяемые каретки.

В случае шатунов Shimano левый шатун насаживается на вал, притягивается пластиковой гайкой (регулировка зажатия аналогичное рулевым колонкам), затягивается двумя болтами, расположенными в перпендикулярной валу плоскости и фиксируется стопором.

У RaceFace правый шатун с помощью болта напрессовывается на вал. Для демонтажа предусмотрена специальная вижимная гайка, упираясь в которую тот же болт выпрессовывает шатун.

Важно

FSA использовали оба типа крепления, правда, в отличие от Shimano, прижимной болт был не пластиковый, а металлический. На текущий момент компания отказалась от Shimano-подобного типа крепления.

Подобные системы также используют другие производители: как топовые, так и довольно бюджетные (например, Rotor, Prowheel, Sunrace и т.д.)

1.2.1.1 BB30

Фактически, продолжением эволюции данных типов является шатуны стандарта BB30. Конструктив совпадает с описанными выше типами, однако диаметр вала увеличен до 30 мм, а длина вала — уменьшена.

1.2.1.2 BB386, BB392

Отдельно стоит отметить шатуны стандартов BB386 и BB392 — они отличаются увеличенной длиной вала по сравнению с BB30. Более подробная информация размещена ниже в разделе, посвященном кареточним узлам рамы.

1.2.2 Truvativ/SRAM GXP (Giga X-Pipe), Praxis Works M24, Praxis Works M30

Эти стандарты, в целом, повторяют предыдущие (монтаж аналогичный RaceFace), однако эти производители решили сделать их несовместимым с предыдущими стандартами. Вал имеет ступенчатую форму и напротив левого подшипника уменьшает диаметр 24 мм до 22 мм (для GXP и M24) или с 30 мм до 28 мм (для M30).

1.2.3 Campagnolo Ultra-Torque

В 2007 году итальянская компания презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью диаметром 25 мм. В данном стандарте ось разделена на 2 части, каждая из которых запрессована в отдельный шатун.

Две полуоси зацепляются между собой зубцами и стягиваются болтом.

Еще одной особенностью является посадка подшипника: в отличие от предыдущих стандартов, в которых подшипники устанавливаются в чашки каретки Campagnolo напрессовыванием подшипников на ось.

1.2.4 Campagnolo Power-Torque

С 2011 года групсети Athena 11s, Centaur и Veloce включают в себя шатуны стандарта Power Torque. Данный тип шатунов очень приближен к стандартам группы 2.1, однако левый шатун напрессовывается на вал (и снимается с помощью специальной выжимки). Правый подшипник, как и у стандарта Ultra-Torque, также напресован на вал, а левый — запрессован в чашку каретки.

1.2.5 DUB

В самом начале 2018 года SRAM представила новый стандарт — DUB (Durable Unified Bottom bracket). Это также шатуны с интегрированной осью, однако.. ось имеет диаметр 28.99 мм.

По сути — полный аналог BB392, но SRAM утверждает, что такой диаметр создает «идеальный баланс размера, долговечности и веса подшипников». Кроме этого каретки, изготовленные под шатуны данного стандарта «имеют лучшие уплотнения» и, даже в press fit версиях, металлические чашки (в кавычках — перевод цитат из презентации стандарта).

Пока что сложно что-то сказать по этому поводу, поскольку стандарт только вышел и еще нет никаких отзывов райдеров и никакой статистики относительно компонентов SRAM DUB.

1.3 Модульные системы (Modular System)

Данный тип шатунов — максимально разборная система. Отдельные чашки каретки, отдельный вал, отдельно правый и левый шатуны. Такое решение позволяет заменить любой компонент системы, благодаря чему данные шатуны без проблем адаптируются практически под любые стандарты рам.

1.3.1 Truvativ Howitzer

Первой попыткой сделать модульную систему был стандарт Truvativ Howitzer. Вал подобный стандарту ISIS, однако данная каретка уже имеет выносные чашки. Производителю удалось достичь большей жесткости соединения шатуны-каретка чем у всех трехкомпонентных шатунов, однако стандарт не получил широкого распространения. Под данные шатуны выпускаются только резьбовые каретки.

1.3.2 Современные модульные системы

Современные модульные системы конструктивно мало чем отличаются от Howitzer (кроме увеличенного диаметра вала). Они также не особенно распространены, однако разработаны с учетом современных стандартов рам и кареток, а следовательно могут быть установлены на современные велосипеды. Выпускаются такими производителями как RaceFace (cinch), FSA, Hope, Rotor и Cannondale.

Кареточные узлы рамы

С шатунами, вроде разобрались, поэтому самое время переходить к кареточным узлам рамы.

2.1 Резьбовые

На самом деле, резьбовых стандартов кареточного узла рамы существует довольно много. Однако некоторые из них встречаются настолько редко, что я считаю нецелесообразным рассматривать их в этой статье. Я остановлюсь лишь на пяти стандартах, четыре из которых я встречал вживую в своей практике, а пятый — недавно вышел и, думаю, у нас в мастерской еще побывает.

2.1.1 BSA, она же ISO, она же английская резьба

Если вы владелец относительно современного велосипеда с резьбовым кареточним узлом — 95%, что это именно этот стандарт. Кареточный узел шириной 68 или 73 мм с резьбой 1.37″x24 tpi (treads per inch = витков на дюйм).

Также встречаются кареточные узлы шириной 83 мм (на экстремальных рамах) и 100 мм (фетбайки). Правая чашка имеет левостороннюю резьбу, а левая — правостороннюю.

Данный стандарт достаточно распространен, поэтому найти каретку под большинство стандартов шатунов не будет проблемой.

2.1.2 ITA, она же итальянская резьба

Ширина кареточного узла 70 мм, резьба М36×24 tpi, обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Данный стандарт значительно менее распространен, чем предыдущий, поэтому каретку будет найти немного сложнее (хотя, за последние несколько лет ситуация значительно улучшилась).

2.1.3 Французская резьба, швейцарская резьба

Оба стандарта используют резьбу М35х1 и имеют ширину кареточного узла 68 мм. Отличаются они направлением резьбы: в французской обе резьбы правые, а в швейцарской — правая чашка имеет левостороннюю резьбу.

Вряд ли вам удастся найти каретку нужного стандарта (оба — устаревшие), поэтому единственным выходом станет поиски мастерской, которая согласится немного попортить себе инструмент (рамы с такими стандартами, как правило, стальные) и перенарезать эту резьбу в обычную BSA.

2.2 Безрезьбовые

Однако в последние годы все большую популярность получают безрезьбовые каретки, которые запрессовываются в раму. И видов таких рам существует значительно больше.

2.2.1 BB92, BB86

Это стандарты для Shimano-совместимых систем шатунов. Кареточный узел имеет внутренний диаметр 41 мм, в который запрессовываются пластиковые чашки с подшипниками. BB92 имеет ширину 89.5 или 92 мм (компенсируется проставочным кольцом) и предназначен для MTB велосипедов. BB86 имеет ширину 86.5 мм и предназначен для шоссейных велосипедов.

2.2.2 BB90, BB95

Данные стандарты предназначены для установки Shimano-совместимых шатунов, а также шатунов Campagnolo. Основным отличием является отсутствие чашек, которые запрессовываются в раму. Внутренний диаметр рамы составляет 37 мм, а ширина — 90.5 мм (ВВ90 — для шоссейных велосипедов) или 95.5 мм (ВВ95 — для МТБ велосипедов)

2.2.3 BB30

Конструктивно — аналог стандартов BB90/BB95, но имеет увеличенный диаметр и предназначен для установки шатунов с валом 30 мм. Посадочный диаметр составляет 42 мм, а ширина — 68 или 73 мм.

2.2.4 BB30A, BB30AI

Не так давно компания Cannondale выпустила новый стандарт BB30A, который почти полностью повторяет хорошо знакомый BB30, однако имеет на 5 мм шире асимметричный кареточный узел рамы. Эти 5 мм прилагаются с левой стороны и, по словам производителя, обеспечивает большую долговечность подшипников (за счет большего расстояния между подшипниками уменьшается плечо нагрузки на подшипник).

В новом Cannondale SuperX используется стандарт BB30AI — BB30, расширен до 83 мм. Логика изменений такая же, как и в предыдущем стандарте — больше расстояние между подшипниками — меньше плечо — выше долговечность.

2.2.5 SPF 30

Конструктивно — аналог стандартов BB86/BB92, что имеет увеличенный диаметр и предназначен для установки шатунов с валом 30 мм. Посадочный диаметр составляет 46 мм, а ширина — 68 или 73 мм.

2.2.6 BB386, BB392

Это гибрид стандартов SPF 30 и BB86/BB92. Имеет посадочный диаметр SPF 30 (46 мм) и ширину Shimano-совместимых стандартов (86.5 или 92.5 мм).

2.2.7 BBRight

Кареточные узлы BBRight
Почти все предыдущие стандарты имеют симметричную конструкцию, что является весьма логичным. Однако в 2010 году Cervelo презентовали собственный асимметричный стандарт. Левый бок рамы расширен на 11 мм.

По словам разработчика, такая конструкция обеспечивает оптимальный баланс веса и жесткости. Существует в двух версиях: в BBRight Direct Fit в раму запрессовываются подшипники, а в BBRight PressFit – чашки, в которых расположены подшипники.

2.2.8 Specialized OSBB

Сложно назвать это стандартом вообще, поскольку под аббревиатурой OSBB (Oversized Bottom Bracket)  может прятаться что угодно. И BB30, и SPF 30, и… собственный стандарт. Собственный стандарт имеет посадочный диаметр 46 мм и ширину 61 мм, то есть, фактически, является более узким вариантом SPF 30.

Читайте также:  Какие бывают шлемы для велосипеда и советы по их выбору

Однако, судя по найденной в интернете информации, велосипедов с таким кареточным узлом было выпущено не так много: S-Works SL3 2010-2011, S-Works Рубе SL3 2011-2012, S-Works Shiv 2012, S-Works Venge 2012, S-Works McLaren Venge 2012, Venge Pro 2012, S-Works Amira SL4 2012, S-Works Amira SL4 Pro 2012, S-Works Tarmac SL4 2012, S-Works Tarmac SL4 Pro 2012, Tarmac SL4 Pro 2012.

1.1.5 T47

Хотя это и резьбовой стандарт, однако его логично рассматривать после безрезьбовых, поскольку, по мнению разработчиков, он является следующим шагом эволюции.

Безрезьбовые кареточные узлы имеют одну общую проблему: со временем у большинства из них появляются посторонние звуки. Как правило, это происходит из-за повреждения чашек каретки или посадочного места рамы.

В 2015 году компания Chris King вместе с Argonaut Cycles презентовали новый резьбовой стандарт увеличенного диаметра — Т47.

Рамы этого стандарта имеют резьбу М47х1 и предназначены для установки шатунов с валом диаметром 30 мм.

Совместимость

А теперь о совместимости. Расписывать текстом совместимость каждого описанного выше стандарта шатунов с каждым стандартом кареточного узла рамы будет слишком долго, поэтому я подготовил таблицу совместимости.

В некоторых случаях будет достаточно просто каретки правильного стандарта, в других — необходимо устанавливать дополнительные переходники.

Модульные системы не выносятся отдельным пунктом в таблице, поскольку каждые модульные шатуны соответствуют определенному стандарту шатунов, уже включенном в таблицу.

Легенда таблицы
+ этим символом отмечены те пары, для которых существуют стандартные каретки, или которые могут быть установлены через определенные адаптеры, или которые теоретически можно подружить между собой (например, виточивши адаптер), хотя адаптеров я и не нашел.

— не совместимыми отмечены только те пары, которые вообще никак не совместимы между собой (например, из-за того, что вал короче кареточный узел рамы).

? — теоретически, это можно подружить, но зачем??

Послесловие
Если вы знаете про какие-то стандарты, которые я не учел при написании статьи — пишите в комментариях.

Цены на кареточные узлы в интернет-магазинах

Цены на шатуны в интернет-магазинах

Источник: https://obzorvelo.ru/sovremennye-standarty-velosipednyh-karetok-i-ih-vybor/

Каретки и их типы| Клуб велопутешественников -Статьи

Зачастую выбирая новую каретку, люди сталкиваются с проблемой, какая же каретка необходима, какой она должна быть длины и типа. На данные вопросы мы постараемся ответить в нашей статье, и начать следует с определения слова «каретка».

Каретка (bottom bracket), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями.

Совет

Расположена каретка в нижней части рамы за передним колесом. Такое расположение приводит к тому, что кареточный узел постоянно закидывается грязью и водой, поэтому надежная защита подшипников каретки – это гарантия ее долгой службы.

Чтобы подобрать каретку для Вашего велосипеда, для начала необходимо разобраться, какими они бывают. Все каретки можно разделить на две большие группы:

  • Открытые.Каретки этой группы представляют собой кареточный вал с набором подшипников, прижимающихся чашками и вворачивающимися в кареточную трубу рамы велосипеда. Их главный недостаток, как бы парадоксально это ни звучало, — это их открытость. Грязь, влага и прочий дорожный мусор быстро засоряют каретку, поэтому ее приходится часто перебирать и чистить. Однако аккуратному хозяину она может служить верой и правдой долгие годы, достаточно только один раз правильно подобрать каретку для велосипеда.
  • Закрытые.Или ,так называемые, — картриджные. Каретки этой группы представляют собой неразборный, цельный корпус с подшипниками и кареточным валом, который вворачивается в кареточную трубу рамы велосипеда. Эта конструкция позволяет избегать попадания влаги, грязи или песка и полностью исключает перекос подшипников. Но все таки есть у закрытых кареток один большой недостаток – каретка сразу же после попадания внутрь картриджа воды или грязи станет неисправной. Причина – невозможность разборки картриджа, как было написано выше – это цельная деталь.
Каретка Shimano (кликните на изображение для увеличения)

Также, чтобы подобрать каретку для велосипеда, необходимо знать ее размер.

Кареточный стакан бывает следующих размеров: 68мм (наиболее распространенный), 73мм (тип BSA, используется в ряде горных велосипедов), 83 мм (для экстремальных дисциплин, например, фрирайд) и 70мм, который является итальянским типом и отличается от перечисленных выше резьбой, использовался на советских шоссейных велосипедах и в наше время представлен производителем Campagnolo. Длинна вала каретки встречается в таких размерах — 110мм, 113мм, 118.5мм, 122.5мм и 127.5мм. Вал каретки – это собственно ось каретки.

Из всей этой информации можно сделать вывод: выбирая длину оси каретки, ориентируйтесь на длину кареточной трубы рамы вашего велосипеда, тип системы и количество звезд на ней.

На данный момент существуют следующие типы соединений кареток и шатунов:

  • Под квадрат(SQR)
  • Octalink
  • Стандарт ISIS Drive
  • HOLLOWTECH II
  • GXP
  • Howitzer
Виды кареток (кликните на изображение для увеличения)

На советских велосипедах и велосипедах российского производства используется соединение вала каретки с шатунами при помощи клинка (шпонки). Но конструкция эта ненадежна и имеет свойство разбалтываться, если перед первой поездкой шпонку не завинтили, как следует. Несмотря на это, есть у нее и преимущество – оно состоит в достаточно легком снятии шатунов без специальных съемников.

https://www.youtube.com/watch?v=aZF4a3Dg8bI

Продвинутые горные и шоссейные велосипеды пошли дальше. В настоящее время на них используют 2 типа соединений : ISIS Drive и Shimano OctaLink(закрытая каретка со шлицевым соединением и круглым валом).

Важное замечание – ISIS больше, чем другие типы, подходит для агрессивного использования, а квадрат выигрывает в ценовой политике.

Теперь, внимательно прочитав данную статью, можете отправляться в магазин и поражать консультантов своей осведомленностью!

Источник: https://velootpusk.ru/art/articles/bottombraket/

Как правильно подобрать каретку

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Как выбрать каретку велосипеда

Кататься на байке весело и полезно, но приходит время, когда требуется заменить какую-нибудь деталь, которая вышла из строя. Когда это касается каретки велосипеда, возникает вопрос, как ее выбрать?

Эта деталь является узлом подшипниковым, и присоединяется к раме при помощи шатунов. Благодаря ей шатуны получают возможность двигаться. Крепится каретка велосипеда, которую помещают в стакан кареточный, в месте пересечения нижней трубы с перьями байка.

Кареточный стакан, получивший наибольшее распространение, т.е. ходовой, размером 68 миллиметров, но выпускается деталь в нескольких размерах: 73 мм (установлен в горниках), 83 мм (в байках для фрирайда и других экстремальных видов) и 70 мм.

Последний разнится с предыдущими резьбой. Использовался он продолжительное время на советских шоссейниках, а сегодня, это продукция компании Campagnolo.

Вал кареточный велосипеда тоже выпускается различной длины: 110 миллиметров, 113; 118,5;122,5; 127,5мм.

Виды выпускаемых кареток

По типу, они выпускаются открытыми и закрытыми. Последние являются картриджем с подшипниками, находящимися в надежном корпусе, который крепится на раму.

Закрытые каретки

Широкое распространение объясняется защищенностью от проникновения внутрь грязи, воды и пыли. Это сохраняет деталь от образования ржавчина и засорения. Но ремонту эти неразборные детали не поддаются, поэтому им не требуется техобслуживание. В использовании каретки велосипеда несложные, поскольку перекоса они не допускают, регулировки не требуют. Новыми заменяются при износе.

Открытый тип

Каретка велосипеда открытая — вал, вращающийся благодаря установленным в чашки подшипникам. Помешается она в стакан рамы. Рассматриваемый вид противоположен картриджному, поскольку от воды и грязи он не защищен.

Эти каретки велосипеда разборные, поэтому техобслуживание требуется часто: в них изнашиваются, а также перекашиваться подшипники, следовательно, придется их менять. Но, именно то, что они разбираются, т.е.

пригодность к ремонту, дающая возможно вовремя смазать и перебрать подшипники, считается преимуществом открытого типа.

  • Езда на велотренажере и велосипеде и польза от этого
  • Что делать, если слетает цепь и прокручиваются педали
  • Польза велотренажера и отличие его от езды на велосипеде

Какие известны способы соединения кареток и шатунов

Каретка велосипеда SQR

Соединение Стандарт – распространенное, наименее затратное и надежное. Выпускается предприятиями, делающими каретки велосипеда. Конструктивно оно представлено квадратом вдоль кареточного вала. По прошествии некоторого времени, ось начинает болтаться, что приводит к выпадению подшипников, влекущих за собой необходимость полной замены каретки новой.

Каретка octalink

Стандарт этот новый. Он представляет сцепление конусное шатунов и кареточного вала. Крепление шатунов осуществляется непосредственно к конусу, хотя присутствуют шлицы. Отличие от описанного выше типа, они меньше весят, более жесткие.

Выпускают их ограниченное число компаний: Shimanо и FSA.Но, они встречаются двух типов: Octalink V1 и Octalink V2.У первого есть 8 шлицов длиной по 5 миллиметров, а шириной — по 2.

У второго такое же количество шлицов, только более длинных и широких: длина достигает они 9 мм, а ширина – 2,8.

Каретка велосипеда ISIS Drive

Это шлицевое сочленение, отличающееся прочностью. Выпускаются они компаниями Race Face, FSA и Truvativ и полностью противоположно Octalink

Представлено оно широким выбором размеров шатунов и кареток велосипеда. Назначение его – езда более агрессивная по сравнению с предыдущими соединениями. Благодаря шлицам, отличается оно большей надежностью.

Тип HOLLOWTECH II

Это интегрированное соединение устанавливают от шатунов с правой стороны. Главное отличие – минимальное число соединений и малый вес, благодаря которым появляется отличная жесткость и увеличивается продолжительность периода эксплуатации.

Аналогичное предыдущему соединение, только разработанное иной компанией – Truvativ, но не совместимое с Hollowtech II.

Новейший стандарт со шлицами, внешними подшипниками и отдельной осью. Предназначен он для установки в экстремальные байки. Схожесть имеет с ISIS Drive

Источник: http://motocarrello.ru/pedali-shatuny-i-cep/1351-karetka-velosipeda.html

Каретка велосипеда

Каретка – это деталь велосипеда предназначенная для крепления системы шатунов к раме велосипеда. Кроме того каретка обеспечивает свободное вращение педалей относительно рамы благодаря подшипникам в каретке велосипеда.

По своему принципу работы, каретка напоминает переднюю втулку велосипеда. Каретка должна выдерживать большие нагрузки, чем втулка.

Кроме того, из-за места расположения каретка подвержена сильным загрязнениям, что делает необходимым обеспечение хорошей защиты от внешних воздействий.

Источник: https://akakpravilno.ru/podobrat/kak-pravilno-podobrat-karetku

Каретка велосипеда (кареточный узел велосипеда)

Каретка (bottom bracket), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда.

Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.

Типы кареточных узлов

Все каретки можно разделить на открытые и закрытые, так называемые картриджи или капсулы. Иногда можно встретить и «полукартриджи».

В первом случае, вал вращается в подшипниках, установленных в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы.

Недостатки этого типа кареток — необходимость точного изготовления рамы для избежания перекосов и сложность организации качественной защиты подшипников от внешней среды.

Обратите внимание

Картридж каретки позволяет избежать этих проблем: подшипники находятся в жестком корпусе, который вворачивается в велосипедную раму. Это исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку.

В картридже можно удобно разместить качественное уплотнение вала. Крое того, подшипники будут защищены от ржавчины, которая может осыпаться с внутренней стороны труб рамы.

Большинство картриджей неразборные, но есть и разборные, например, недорогие картриджи Shimano. Желательно выбирать картриджи с хромированным внешним покрытием (например, Shimano Deore LX и выше) и обильно смазывать во избежание «прикипания» к раме.

В то же самое время нельзя сказать: «открытая каретка — плохо, картридж — хорошо». Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.

Типы соединений вала каретки с шатунами

На очень дешевых велосипедах неизвестного производства нередко можно встретить каретки, в которых кареточный вал и шатуны представляют собой единую деталь. Такие «одноразовые» каретки не выдерживают никакой критики.

Для велосипедов советского и российского производства характерно соединение вала каретки и шатунов при помощи шпонки (клина). В существующем исполнении — ненадежная конструкция, которая часто разбалтывается, если шпонка не была завинчена как следует перед первой поездкой (а на новых велосипедах она очень часто закручена слабо).

Единственное достоинство этого типа соединения заключено в возможности достаточно легкого снятия шатунов без специальных съемников.

На большей части импортных велосипедов используется соединение с посадкой шатунов «на квадрат». Концы вала в таких каретках выполнены в виде конуса квадратного сечения. Соединение получается весьма жестким и не разбалтывается со временем, так как основная нагрузка идет на сам вал, а не на шпонку, как в предыдущем типе.

Вал и шатун соединяются болтом под рожковый ключ на 15 мм или шестигранник на 8 мм, на самых дешевых каретках, например, Shimano Tourney, шатун крепится гайкой. В этом случае, для снятия шатунов приходится использовать специальный съемник.

Читайте также:  Что такое велокросс и особенности велосипеда для него

На более продвинутых велосипедах, как горных, так и шоссейных, сейчас используется шлицевое соединение вала каретки и шатунов.

Важно

Существует два стандарта: Shimano OctaLink, который используется только Shimano в группах Deore — XTR, и, появившийся в 2000 году (из-за лицензионных требований со стороны Shimano) ISIS Drive, поддерживаемый  известными компаниями.

Оба типа соединений несовместимы из-за разного числа шлицов и их конфигурации. Шлицевое соединение позволяет достичь еще большей жесткости, чем квадратное, а также, использовать в каретках пустотелые валы большого диаметра для снижения веса и увеличения жесткости последних.

Размеры кареток

При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала (axle length) и параметр chain line.

Ширина кареточной трубы может быть одного из трех размеров: 68 или 73 мм типа BSA или 70 мм итальянского типа. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбами. Наиболее распространены два первых типоразмера, причем еще существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звезды системы, относительно средней плоскости рамы велосипеда (параметр chain line). Характерные значения — 47.5 и 50 мм.

Характерные длины валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм, а под квадрат их достаточно много: от 116-127 для Shimano Tourney, 116 для Shimano Altus до 108-113 для более высоких групп.

Источник: https://trenager.com/publ/stati_o_velosipedakh/karetka_velosipeda_karetochnyj_uzel_velosipeda/6-1-0-191

Как выбрать каретку для велосипеда

Главная » Транспорт » Как выбрать каретку для велосипеда

Содержание:

Кататься на байке весело и полезно, но приходит время, когда требуется заменить какую-нибудь деталь, которая вышла из строя. Когда это касается каретки велосипеда, возникает вопрос, как ее выбрать?

Эта деталь является узлом подшипниковым, и присоединяется к раме при помощи шатунов. Благодаря ей шатуны получают возможность двигаться. Крепится каретка велосипеда, которую помещают в стакан кареточный, в месте пересечения нижней трубы с перьями байка.

Стакан

Вал

Кареточный стакан, получивший наибольшее распространение, т.е. ходовой, размером 68 миллиметров, но выпускается деталь в нескольких размерах: 73 мм (установлен в горниках), 83 мм (в байках для фрирайда и других экстремальных видов) и 70 мм.

Последний разнится с предыдущими резьбой. Использовался он продолжительное время на советских шоссейниках, а сегодня, это продукция компании Campagnolo.

Вал кареточный велосипеда тоже выпускается различной длины: 110 миллиметров, 113; 118,5;122,5; 127,5мм.

Виды выпускаемых кареток

По типу, они выпускаются открытыми и закрытыми. Последние являются картриджем с подшипниками, находящимися в надежном корпусе, который крепится на раму.

Закрытые каретки

Широкое распространение объясняется защищенностью от проникновения внутрь грязи, воды и пыли. Это сохраняет деталь от образования ржавчина и засорения. Но ремонту эти неразборные детали не поддаются, поэтому им не требуется техобслуживание. В использовании каретки велосипеда несложные, поскольку перекоса они не допускают, регулировки не требуют. Новыми заменяются при износе.

Открытый тип

Каретка велосипеда открытая — вал, вращающийся благодаря установленным в чашки подшипникам. Помешается она в стакан рамы. Рассматриваемый вид противоположен картриджному, поскольку от воды и грязи он не защищен.

Эти каретки велосипеда разборные, поэтому техобслуживание требуется часто: в них изнашиваются, а также перекашиваться подшипники, следовательно, придется их менять. Но, именно то, что они разбираются, т.е.

пригодность к ремонту, дающая возможно вовремя смазать и перебрать подшипники, считается преимуществом открытого типа.

Какие известны способы соединения кареток и шатунов

Типов выделяют шесть:

  1. Стандарт ISIS Drive;
  2. SQR(под квадрат);
  3. Howitzer;
  4. GXP;
  5. HOLLOWTECH II;
  6. Octalink.

Каретка велосипеда SQR

Соединение Стандарт – распространенное, наименее затратное и надежное. Выпускается предприятиями, делающими каретки велосипеда. Конструктивно оно представлено квадратом вдоль кареточного вала. По прошествии некоторого времени, ось начинает болтаться, что приводит к выпадению подшипников, влекущих за собой необходимость полной замены каретки новой.

Стандарт этот новый. Он представляет сцепление конусное шатунов и кареточного вала. Крепление шатунов осуществляется непосредственно к конусу, хотя присутствуют шлицы. Отличие от описанного выше типа, они меньше весят, более жесткие.

Выпускают их ограниченное число компаний: Shimanо и FSA.Но, они встречаются двух типов: Octalink V1 и Octalink V2.У первого есть 8 шлицов длиной по 5 миллиметров, а шириной — по 2.

У второго такое же количество шлицов, только более длинных и широких: длина достигает они 9 мм, а ширина – 2,8.

Каретка велосипеда ISIS Drive

Это шлицевое сочленение, отличающееся прочностью. Выпускаются они компаниями Race Face, FSA и Truvativ и полностью противоположно Octalink

Представлено оно широким выбором размеров шатунов и кареток велосипеда. Назначение его – езда более агрессивная по сравнению с предыдущими соединениями. Благодаря шлицам, отличается оно большей надежностью.

Тип HOLLOWTECH II

Это интегрированное соединение устанавливают от шатунов с правой стороны. Главное отличие – минимальное число соединений и малый вес, благодаря которым появляется отличная жесткость и увеличивается продолжительность периода эксплуатации.

Тип GXP

Аналогичное предыдущему соединение, только разработанное иной компанией – Truvativ, но не совместимое с Hollowtech II.

HOWITZER

Новейший стандарт со шлицами, внешними подшипниками и отдельной осью. Предназначен он для установки в экстремальные байки. Схожесть имеет с ISIS Drive

Видео: Как снять каретку

Интересные материалы:

motocarrello.ru

Каретка велосипеда

 При выборе новой каретки стоит обращать внимание и на кареточный стакан. Кареточные узлы могут быть резьбовыми и без резьбы. Каждый тип делится на несколько видов по типу резьбы и размерам. Всего насчитывается около семи видов резьбы, но мы перечислим только самые популярные. Рассмотрим подробнее какие бывают резьбовые стаканы:

 Английская резьба – её еще называют BSA или I.S.O. Это самый распространенный тип резьбы и встречается примерно в 70% случаев. Ширина кареточного узла может быть 68, 73, 83 и 100. Размер резьбы составляет 1.

37”х24 tpi (tpi – количество витков резьбы на один дюйм). Резьба является разнонаправленной. В левой чашке правосторонняя резьба, а в правой левосторонняя.

Совет

Такая резьба хороша тем, что под нее выпуская все типы кареток с любыми соединениями для шатунов.

Кареточный стакан с английской резьбой

 Итальянская резьба (ITA) – размер такой резьбы составляет М36х24 tpi. Ширина кареточного стакана 70 мм, а резьба с обеих сторон правосторонняя. Под такую резьбу так же выпускаются все типы кареток, вот только найти их намного сложнее.

 Французская резьба – имеет размер 35х1 мм или 25.4 tpi. Обе резьбы имеют правостороннюю резьбу. Такая резьба является устаревшей и новых кареток под них не найти. Но можно переделать резьбу под стандарт BSA, так как стаканы с французской резьбой имеют ширину, как у BSA 68 мм.

 Швейцарская резьба – такая резьба идентична французской, только левая чашка с правосторонней резьбой, а правая с левосторонней. Новых кареток так же нет в продаже под такую резьбу, но можно её перенарезать.

Кареточный узел без резьбы

 Сейчас все чаще можно встретить кареточные узлы, у которых вообще нет резьбы. Каретки в такие стаканы просто запрессовываются. Рассмотрим девять наиболее популярных типов безрезьбовых кареточных стаканов. Для удобства составим таблицу, в которой будут указаны все параметры для каждого типа кареточного узла:

velostop.ru

Какую каретку выбрать для велосипеда

Большинство велолюбителей понятия не имеют, что представляет из себя каретка велосипеда. Профессионалы и частые эксплуататоры велосипеда, напротив, не понаслышке знакомы с кареточным механизмом.

Любой механизм подвержен внешним воздействиям, это вопрос времени. Каретка не исключение. По истечении срока службы перед собственником велосипеда встаёт вопрос: заменить каретку на новую или отремонтировать. Для того-то и предстоит разобраться с этим термином и выбрать для себя оптимальный вариант каретки.

Предназначение каретки велосипеда, что это за термин

Кареткой называют подшипниковый узел, размещённый в среднем сегменте велорамы внутри специальной плоскости – в стакане. Местоположение каретки – в части шатунов, педалей и звёзд. Предназначение каретки:

  1. Выступать в качестве соединяющего элемента между шатунами и велосипедным остовом.
  2. Обеспечивать крутящий момент во время педалирования.

Каждая модель велосипеда имеет каретку определённого формата и со своим сроком службы. Наиболее часто используются 68 мм каретки. Несколько реже сталкиваются со 110 мм узлами, длиной 113 мм либо 122,5 мм.

Каретка открытого типа

Каретку можно разобрать и отремонтировать. Разборной узел – это, по сути, кареточный вал с подборкой подшипников, прилегающих чашками и ввёрнутыми прямо в кареточную трубку велорамы. К числу недостатков относится:

  • Частое проникание грязи, сырость. Значит, открытые каретки требуют периодической очистки. Если ухаживать своевременно, каретка порадует своим сроком службы.
  • Вероятность перекашивания кареточного вала касательно кареточной трубки. Зависит, насколько качественная рама и, непосредственно, хорош ли кареточный узел.

Каретка картриджного типа

Каретка не предназначена для разбора, представлена в виде картриджа, оснащённого изнутри подшипниками и кареточным валом. Картридж ввёрнут прямо в кареточную трубку велорамы.

Благодаря представленной конструкции, исключается засорение каретки, сырость, не происходит перекашивания подшипников и отпадает надобность регулировать картридж.

Недостаток — нельзя отремонтировать неразборной картридж.

Совет. При желании можно воспользоваться полуразборными каретками, отчасти поддающимися починке.

Систематизация кареток относительно стандартов шатунов

SQR (квадрат)

стандартная и давно известная теория крепления. Окончания вала этих кареток представлены конусообразной конструкции, квадратного сечения. Смыкается вал с шатуном преимущественно шестигранником, подойдёт и болт под рожковый ключ. При необходимости съём шатунов непосредственно с кареточного вала производится исключительно съёмником, предназначенным для шатунов.

Несмотря на широкое распространение, стандартный квадрат вытесняют усовершенствованные аналоги соединений. Каретки, обладающие соединением на квадрат, склонны к разбалтыванию шатуна при частом разборе.

Шлицевой аналог

Имеет несколько стандартных размеров, предотвращает квадратное сечение, валы и шатуны устойчивы к разбалтыванию.

Вариации шлицевых соединений

Octalink, представленный производителем Shimano – конусообразный соединяющий элемент между кареточным валом и шатунами. Невзирая на наличие шлицов, шатуны всё же крепятся прямо к конусу. Преимущества шлицевых соединений от соединений под квадрат заключаются в повышенной жёсткости и минимальном весе. Выпускается преимущественно для линии велосипедных элементов LX, Deore.

Методика HOLLOWTECH II имеет интегрированную систему относительно каретки и шатунов. Устанавливается возле правого шатуна. Система предусматривает минимум запчастей, благодаря чему снижается вес, увеличивается жёсткость, продлевается срок службы Hollowtech II.

Хорошо известно об использовании этого стандарта производителем Shimano. Идентичным стандартом пользуется фирма hi-end в собственных элементах для DH, XC, FR касательно велосипедов Race Face.

Обратите внимание

Что интересно, отмечается полная совместимость элементов и Hollowtech II методики.

GXP (Giga X Pipe) идентично методике Hollowtech II, но разработано производителем Truvativ. Хотя подобная каретка имеет аналогичную систему крепления, наблюдается несовместимость шлицов непосредственно с HOLLOWTECH II. Класс GXP предполагает вхождение Noir и Stylo концепций. ISIS Drive также относится к шлицевому стандарту, которого придерживаются:

  • фирма Race Face;
  • разработчик FSA;
  • представитель Truvativ;
  • поставщик Chris King;
  • создатель Bontrager;
  • изготовитель Stronglight.

Важно! ISIS Drive – не менее надёжный стандарт, чем Octalink. Только оба стандарта несовместимы между собой ввиду неодинакового количества шлицов.

Каких форматов бывают каретки

Что касается диаметров кареток, каждый изготовитель пробует применять неодинаковые стандарты для изготовления собственных велосипедных запчастей. В некоторых случаях из-за неодинаковых стандартов попадаются несовместимые между собой запчасти.

Велокроссы предполагают применение стандарта 68 и 73 мм. Хорошо, что основное количество кареток производят для этих двух стандартов.

Тем не менее выбирать каретку настоятельно рекомендуется предупредительно, чтобы лишний раз не бежать в магазин для обмена, если модель не подошла.

Стандарты относительно длины оси представлены в несколько большем количестве, чем диаметры. Для велокросса выделяют стандарты: длиной 110 мм либо 113 мм, метражом 118,5 мм, а также 122,5 мм и пикетом 128 мм. Взять на заметку фирму Truvativ, их каретки производятся исключительно 128 мм длины.

Итог: длина кареточной оси должна подбираться с учётом:

  • пикета кареточной трубки велорамы;
  • используемого типа системы;
  • совокупности звёздочек непосредственно на системе.

Что следует выбрать

Необходимость в замене каретки или её ремонте обычно возникает в результате появления люфта или после физического повреждения детали. При необходимости каретку легко заменить, если:

  • Знать размеры и тип каретки.
  • Изучить по техпаспорту тип её стакана.
  • Посмотреть по техпаспорту линию цепи, обозначенную как chainline. На эту линию прямое влияние имеет метод соединения шатунов непосредственно к валу.
  • Обратить внимание в техпаспорте на размеры стакана.
  • Отдать предпочтение дезинтегрированной модели с учётом типа переднего переключателя.

Хороший выбор кареток для велосипеда предлагает этот интернет-магазин

Поскольку современная конструкция кареток устанавливается или ремонтируется преимущественно уникальным инструментом, следует купить специализированный ключ вместе с новым устройством.

sportotip.ru

Источник: http://kakvybratvsjo.ru/transport/kak-vybrat-karetku-dlya-velosipeda.html

Ссылка на основную публикацию