Как отрегулировать велосипед под себя

Велосипед становится «своим» — НЕГОНКИ

Только для новичков!

Автор: Константин Цой

Предположим, Вы купили велосипед. Ездите на нем в свое удовольствие туда-сюда. Но потихоньку замечаете, что Вам на нем не всегда комфортно и даже иногда кое-чего побаливает после длительной поездки. Причины таких неприятностей могут быть разными — от неправильно выбранного размера рамы до неудобной одежды. Но, возможно, Ваш велосипед просто требует правильной настройки.

Для настройки можно обратиться в сервисный центр того магазина, где вы приобрели Ваше двухколесное чудо. Или в любой другой сервисный центр для велосипедов. Только зачем? Ведь самому это сделать проще простого. Нужно только иметь набор шестигранников, отвертку и не иметь полного отвращения к технике.

Итак, в этой статье мы рассмотрим настройку велосипеда в соответствии со строением Вашего тела и личными предпочтениями. Предполагается, что Ваш стиль катания — это неэкстремальная езда по дорогам с твердым покрытием, поездки по пересеченной местности или велотуризм.

Выбор посадки на велосипеде

Обратите внимание

У каждого человека могут быть свои предпочтения в выборе посадки на велосипеде, но есть определенные нормы, нарушение которых может привести к неудобствcenterам при езде или даже травмам.

Начнем с высоты седла. Высота седла регулируется перемещением подседельного штыря вверх или вниз внутри подседельной трубы рамы (рис. 1). Для того чтобы изменить высоту седла, освободите подседельный зажим.

Подседельный зажим затягивается либо болтом с гайкой (в этом случае Вам потребуется гаечный ключ соответствующего размера), либо эксцентриковым зажимом. Если вы не знаете, как пользоваться эксцентриковым зажимом — смотрите врезку.

Переместите подседельный штырь вместе с седлом в новое положение и снова затяните зажим.

Рис. 1 Изменение высоты седла
Пользование эксцентриковым зажимом.Эксцентриковый зажим применяют для частичной разборки-сборки велосипеда без применения инструментов. Для примера рассмотрим зажим крепления колеса. Он состоит из стержня, гайки, двух пружин и эксцентрикого механизма с рычагом (рис. А). На рычаге обычно есть надписи, «open» и «close», нанесенные с разных сторон. Рычаг поворачивается и может быть в положении «open» (видна надпись «open») и в положении «close» (видна надпись «close»). Чтобы освободить (ослабить) эксцентриковый зажим, потяните рычаг на себя и откиньте его в положение «open» (рис. Б). Затем, придерживая гайку, покрутите рычаг против часовой стрелки вокруг оси стержня эксцентрикого зажима — этим Вы еще больше ослабите зажим.Чтобы зафиксировать (зажать) эксцентриковый зажим, закрутите рычаг (по часовой стрелке) вокруг оси стержня эксцентрикого зажима, придерживая гайку, до того момента, когда выполнится следующее условие: при повороте рычага в положение «close» усилие начинает чувствоваться при угле примерно 90 градусов, относительно плоскости, перпендикулярной оси стержня (рис. В). Когда это условие выполнится, попробуйте перевести рычаг в положение «close». Если это сделать не получается, то переведите рычаг в положение «open» и открутите его на 30-45 градусов вокруг оси стержня. Теперь попробуйте снова.

Рис. A Эксцентриковый зажим крепления колеса (1 — эксцентриковый механизм с рычагом,2,4 — пружины, 3 — стержень, 5 — гайка) Рис. Б Для освобождения зажима переведитерычаг в положение «open» Рис. В При зажатии усилие на рычаге должно чувствоваться,начиная с угла 90° (примерно)

Определение нужной высоты седла производится так (рис. 2). Сядьте на седло велосипеда, ногу поставьте на педаль, находящуюся в самом нижнем положении, причем ступня должна располагаться на педали так же, как она расположена во время езды. В этом положении Ваша нога должна быть слегка согнута.

Или другой способ — на рисунке 3. Сядьте на седло, а ногу поставьте пяткой на педаль, находящуюся в самом нижнем положении. При этом нога должна быть выпрямлена.

Рис. 2 Определение необходимой высоты седла — первый вариант Рис. 3 Определение необходимой высоты седла — второй вариант

Обратите внимание: на подседельном штыре есть специальные отметки и надписи «min», «min insertion» или др., которые в любом случае должны оставаться внутри подседельной трубы рамы. Иными словами, определенный минимальный отрезок штыря всегда должен оставаться внутри рамы — из соображений прочности.

Наклон седла выбирается в соответствии с Вашими личными предпочтениями и строением Вашего тела. Сильный наклон седла вперед или назад может привести к сползанию велосипедиста с седла во время езды. Седло не должно сильно давить на гениталии велосипедиста.

Кроме того, если седло сильно наклонено вперед, нагрузка на руки может быть слишком большой. Для начала попробуйте установить седло горизонтально. Отрегулировать наклон седла можно, ослабив болт (или болты) крепления седла в подседельном штыре (рис. 4). После регулировки затяните болт крепления седла и попробуйте поездить на велосипеде.

Если положение седла кажется неудобным, то измените его наклон в ту или иную сторону.

Рис. 4 Изменение угла наклона и горизонтального положения седла

Положение седла в горизонтальном направлении определяет положение таза велосипедиста относительно педалей велосипеда.

Для выбора положения седла сядьте в седло, а ногу поставьте на педаль, находящуюся «на три часа» впереди, причем нога должна стоять на педали так, как она обычно расположена там во время езды (рис. 5).

В этом положении вертикальная линия, опущенная из предполагаемого центра коленного сустава Вашей ноги, должна проходить через ось педали.

Рис. 5 Определение нужного положения седла в горизонтальном направлении

Положение в горизонтальном направлении регулируется перемещением металлических рамок в пазах, предварительно нужно ослабить тот же болт, что и при регулировке наклона седла (рис. 4). Естественно, после регулировки нужно вновь затянуть болт.

Положение органов управления на руле

Угол наклона тормозных ручек должен быть таким, чтобы человек при езде на велосипеде не прилагал каких-либо больших усилий для осуществления торможения. Иначе говоря, человек не должен «выгибать» пальцы, чтобы положить их на рычаг тормозной ручки.

Для начала можно установить ручки так, чтобы при взгляде сбоку они являлись продолжением локтей человека, когда он сидит на велосипеде. Чтобы изменить положение тормозных ручек, нужно ослабить винт их крепления на руле (рис. 6).

Важно

После регулировки снова затяните винт крепления, затем поездите, пользуясь тормозом, и выберите окончательное положение тормозных ручек.

Рис. 6 Изменение угла наклона тормозных ручек

Манетки с рычажками (для переключения передач) нужно установить так, чтобы для переключения передач не нужно было сильно «выгибать» пальцы и переставлять руки из одного положения в другое. Если Вас не устраивает положение манеток, то измените положение их на руле.

Положение регулируется в двух направлениях. Первое — угол наклона манеток, он обычно ограничен ручками тормоза. Второе – положение манеток вдоль руля, обычно ограничено тормозными ручками или грипсами (резиновая оболочка на руле в том месте, где велосипедист держится руками).

Чтобы изменить положение манеток, ослабьте винт их крепления на руле (расположение винта зависит от конструкции манеток — смотрите инструкцию). Выберите оптимальное на Ваш взгляд положение манеток и затяните винт крепления.

Попробуйте поездить, переключая передачи вверх и вниз, и выберите окончательное положение манеток.

Если манетки скомбинированы с тормозными ручками в блоки, то нужно выбрать такое положение блоков, которое было бы компромиссом с точки зрения положения тормозных ручек и положения рычагов переключения передач.

Манетки типа вращающихся рукояток (gripshift, revoshift) установите так, чтобы стрелочка, указывающая на включенную передачу, была Вам видна, когда Вы сидите на велосипеде.

Удобство торможения

Безусловно, тормозные механизмы велосипеда должны быть настроены так, чтобы обеспечить эффективное торможение. Но тормоза также можно настроить в соответствии с личными предпочтениями.

Прежде всего, можно изменить свободный ход тормозной ручки, т.е.

Совет

ход ручки до момента соприкосновения тормозных колодок с ободом (в случае тормозов V-brake) или с тормозным диском (в случае дисковых тормозов).

Если свободный ход большой, то есть возможность постоянно придерживать тормозную ручку (одним или двумя пальцами) слегка нажатой во время движения. Это может быть полезным для прохождения сложных участков, требующих частых торможений.

Если нет необходимости постоянно придерживать тормозную ручку, то можно сделать свободный ход совсем небольшим.

В этом случае промежуток времени между началом нажатия на ручку и началом торможения велосипеда будет коротким. Это может быть важно при экстренном торможении.

Естественно, свободный ход ручки не должен быть таким, чтобы ручка могла упереться в грипсу – в этом случае эффективного торможения не получится.

Нужно заметить, что при наличии существенного торцевого биения обода – «восьмерки» (в случае ободных тормозов) или тормозного диска (в случае дисковых тормозов) свободный ход ручки устанавливается так, чтобы колодки не очень сильно задевали за обод или диск, когда ручка полностью отпущена. Иначе появится слишком большое сопротивление движению велосипеда.

Рассмотрим регулировку свободного хода тормозной ручки для тормозов V-brake и механических дисковых тормозов (для регулировки гидравлических дисковых или ободных тормозов — обратитесь к инструкции по эксплуатации соответствующего изделия). И в том и другом случае для регулировки можно воспользоваться полым разрезным винтом на тормозной ручке (рис. 7).

Предварительно нужно открутить на несколько оборотов стопорную гайку (против часовой стрелки). Вращая винт по часовой стрелке, Вы увеличите свободный ход ручки, вращая против часовой стрелке — уменьшите свободный ход ручки. Если при регулировке стопорная гайка уперлась в корпус тормозной ручки, то открутите ее еще — на необходимое количество оборотов.

Обратите внимание

Уменьшая свободный ход, следите, чтобы колодки не задевали за обод (V-brake) или диск (дисковый тормоз). Хотя в случае дисковых тормозов легкое касание колодками диска при полностью отпущенной ручке все же допускается.

Увеличивая свободный ход, следите, чтобы при торможении тормозная ручка не уперлась в грипсу — это может привести к аварийной ситуации!

На дисковых механических тормозах обычно бывает еще одна регулировка — непосредственно на тормозном механизме (калипере). Действует аналогично приведенной выше, но ей нельзя воспользоваться во время движения.

Рис. 7 Изменение свободного хода тормозной ручки с помощью разрезного винта

Если Вы использовали весь рабочий ход регулировочного винта (полностью закрутили его или полностью выкрутили), и этого все еще недостаточно, то Вам необходимо выполнить следующее. Открутите винт, крепящий тормозной трос на рычаг тормозного механизма — трос освободиться (рис. 8).

Если регулировочный винт у Вас полностью закручен, то необходимо ослабить натяжение троса, т.е. передвинуть точку крепления троса к его свободному концу (направление А) и затянуть винт. Если регулировочный винт полностью выкручен, то нужно усилить натяжение, т.е.

передвинуть точку крепления троса от его свободного конца (направление Б); чтобы это сделать, нужно во время затягивания винта придерживать одной рукой увлекаемый пружиной рычаг тормозного механизма.

Рис. 8 Изменение натяжения тормозного троса (на примере дисковых механических тормозов)

Кроме перечисленных выше регулировок на многих тормозных ручках можно изменить положение рычага в свободном состоянии (когда на него не давят). Для этого обычно нужно открутить или закрутить винт под шестигранник (на рис. 7 — расположение может быть разным для разных тормозных ручек). Такая регулировка может пригодиться, если Вам не хватает длины пальцев, чтобы нажать на рычаг тормоза.

Давление в камерах

Давление в камерах колес — очень важный момент настройки велосипеда. Уделите этому достаточное внимание!

Допустимое давление обычно указывается на покрышках велосипеда в таком виде «280 — 450 kPa» или «2,8 — 4,5 bar» (1 bar примерно равен 100 кПа) или «40 — 65 psi» (14,5 psi примерно равны 100 кПа). Выбирайте давление в соответствии с этими надписями. Если давление в камере сделать ниже разрешенного, то высока вероятность пробоя камеры ободом, если выше — покрышка может слезть с обода.

Читайте также:  Велосипедный туризм от а до я

Для того чтобы получить выбранное Вами давление, воспользуйтесь насосом со встроенным манометром (прибор для измерения давления) либо отдельным манометром. Если ничего этого нет, то можно накачивать колеса обычным насосом, без манометра — «на ощупь», правда, для этого требуется определенный опыт.

В общем случае, давление в камерах следует выбирать исходя из следующих условий:

— желаемый уровень комфорта;

— вес велосипедиста;

— тип и состояние дорожного покрытия.

При более низком давлении в камерах уровень комфорта выше, т.к. слабонакаченные колеса лучше поглощают толчки от неровностей дороги. Однако, по крайней мере, на твердом покрытии в этом случае будет большее, по сравнению с более высоким давлением, сопротивление качению — потребуется больше усилий для движения на велосипеде.

При высоком давлении в камерах велосипедист будет чувствовать все неровности дороги, кроме случая «идеальных» асфальтовых покрытий (встречаются крайне редко). Но сопротивление качению на твердом покрытии будет меньше, чем при более низком давлении — ехать будет легче.

Вот мои настройки (горный велосипед, вес райдера 65 кг):

более-менее ровный или «идеальный» асфальт — максимальное давление;

обычный асфальт или хорошо укатанный сухой грунт — 3,5 — 4 bar;

тропинки — около 3-3,5 bar;

мокрый или рыхлый грунт — от минимального до 3 bar;

песок, снег — я допускаю немного ниже минимального давления.

Если дорожное покрытие на протяжении поездки будет меняться (например, асфальт — твердый грунт — рыхлый грунт — асфальт), и нет возможности или желания подкачивать колеса в пути, то накачайте колеса до некоторого среднего значения, допустимого для всех значительных участков. При этом учитывайте, что слегка спустить колеса — весьма просто.

Удачи и терпения!

Источник: http://www.negonki.ru/index.php?showid=45

Подгонка велосипеда под себя

Вы купили велосипед. После покупки необходимо произвести некоторые настройки, чтобы катание доставляло удовольствие.

Первым делом необходимо отрегулировать по высоте седло. Высота седла должна быть выставлена на длинураспрямленной полностью ноги – пятка должна доставать до педали, когда педаль находится в нижнем положении. Это дает возможность мышцам отдыхать и повышает КПД велосипедиста.

Следите за тем, чтобы подседельный штырь при этом был вставлен в раму не менее чем 10см. Если это не так, то либо вы ошиблись с длиной рамы, либо вам лучше приобрести штырь подлиннее. Если штырь заходит в подседельную трубу на расстояние меньше 10см, то вероятность сломать край подседельной трубы сильно возрастает, также, если штырь очень длинный, то он может погнуться.

Положение седла относительно руля выбирается исходя из того, чтобы расстояние от переднего края седла до рулевой колонки должно быть равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Об этом уже говорилось при выборе ростовки велосипеда и здесь вы можете немного подрегулировать это расстояние.

Важно

Хотя есть мнение, что пальцы не должны доставать до колонки на 1-2см, но всё индивидуально и большинству велотуристов такой размер неудобен. Обычно сёдла при продаже устанавливаются в среднее положение, так что есть возможность на 1-1,5см сдвинуть седло вперед или назад.

Также, чтобы определить это расстояние «по науке» можно использовать метод KOPS: поставьте педаль на 3часа.

, на неё ногу и линия, проведённая вертикально вниз через центр коленного сустава должна пройти точно через ось педали.

Чтобы повысить каденс (частоту кручения педалей) можно сместить седло от этого положения вперед на 1см. Чтобы увеличить мощность педалирования — сместите назад на 1-2см.

Наклон седла выбирается индивидуально. В идеале седло должно быть параллельно земле, однако, бывает, что требуется его наклонить вперед или назад, в зависимости от анатомии человека.

Сильно наклонять вперед не рекомендуется, так как возрастает нагрузка на руки – вы начинаете «сползать» к рулю, а руки, соответственно, быстрее уставать. Сильно наклонять назад тоже – возможно лишнее давление на промежность, которое может привести к проблемам, особенно у мужчин.

Обычно, если горизонтальное положение неудобно, то седло немного наклоняется вперед.

Ширина седла у мужчин и женщин тоже разная. Но «женское» не значит «большое и мягкое». Женское седло для туризма лишь немного отличается шириной – кости таза у женщины расположены шире, чем у мужчин. Хотя, многие седла универсальны.

Главное – вы должны сидеть на седле, опираясь на кости таза, а не на промежность .

Жесткость седла тоже индивидуальна и не пытайтесь заменить седло сразу после покупки – чем жестче седло, тем выше КПД, а неудобства пройдут ко второй поездке.

Руль и вынос

Совет

Также подбирается индивидуально. Скорее всего, если вы правильно подобрали раму, то вам, хотя бы пока, не потребуется ничего менять. В дальнейшем, посмотрев как кто ездит и, если вас что-то не устраивает в вашей посадке, но при этом рама вам нравится, то можно попробовать подогнать велосипед под себя заменой чего-либо (выноса, руля, подседельного штыря, седла).

Однако помните, что производитель, разрабатывая раму, опирается на расчеты, так что менять что-то просто, потому, что руки чешутся, не совсем правильно, но если очень хочется…то лучше сначала выслушать мнения специалистов, хотя бы  в велоклубе.

Руль тоже бывает разной ширины, от 550 до 770мм (для туризма). Чем руль шире, тем проще управление велосипедом, при езде по пересеченной местности. Чем руль Уже, тем проще вертеться на велосипеде между кочек и камней, но и тем больше усилий придется прилагать для поддержания контроля над велосипедом.

Длина выноса измеряется от оси рулевой трубы до центра крепежа руля.

Обычно на велосипед устанавливаются выносы длиной 60-100мм, однако существуют выносы длиной и 10мм и 140мм. Для туризма обычно используются выносы 90-100мм. Чем длиннее вынос, тем более горизонтальной будет ваша посадка, тем хуже управляемость (вертлявость), но тем лучше велосипед идет по прямой.

Если вы хотите установить вынос длиннее 120мм, то, скорее всего, вам просто коротка рама – не мучайте ни себя ни велик.

Также выносы бывают с разным углом наклона (высотой).

Удобнее всего, для новичков, если посадка вертикальная, однако она не является правильной для туризма. Если руль будет находиться слишком высоко, то это затруднит движение в гору и ухудшит КПД педалирования.

Если вынос стоит очень низко, то вы улучшите аэродинамику, однако, т.к. туризм – не соревнования «гонка по шоссе», можете заработать боли в спине и лишнюю нагрузку на промежность.

Также не нужно пытаться компенсировать длину выноса отодвигая седло назад.

Ориентировочно высота руля (выноса) должна такой, чтобы спина была наклонена к рулю от вертикали на 30°.

Источник: http://xn--b1apf.xn--p1ai/2013-10-23-17-29-45/veloturizm-statyi/71-podgonka-velosipeda-pod-sebya

Настройка велосипеда: общие указания

При правильном положении руля горного велосипеда, наклон позвоночника должен быть около 45о Это сохраняет удобное положение и уменьшает аэродинамическое сопротивление.

Плотность завинчивания болтов должна соответствовать 20 Nm.

Шпиндель рулевой колонки следует также закрутить на 20 Nm.

Колеса должны быть установлены симметрично раме и передней вилке.

Гайки на оси переднего колеса следует прикручивать на 15Nm, a заднего
— на 17 Mm. Хорошо накаченные шины не должны быть посажены более, чем на одну треть высоты.

Настройка рамы велосипеда и седла

Расстояние между рамой и основанием седла минимум должно равняться 2, 5 см.

Положение седла устанавливается сидя на велосипеде в самом низком положении шатуна механизма каретки. Его высоту выбираем так, чтобы сидя в положении со слегка согнутым коленом пятка свободно ложилась на педаль. Следует обратить внимание на то, чтобы стержень был помещен на определенную глубину в раму (65 мм).

Внимание:

Обратите внимание

Во время регулировки положения седла и руля следует помнить, что стержень, поднятый выше отметки, может быть причиной выхода из строя велосипеда, а также несчастного случая.

Максимальный уровень подъема стержня не должен превышать отметки, расположенной на нижней част стержня руля и седла.

Настройка механизма каретки велосипеда

В механизме каретки люфты подшипниках устраняются при легком откручивании гайки 1, далее завинчивании гайки 2 и снова завинчиваем гайку 1.

При демонтаже механизма с целью замены частей или смазки подшипников следует (после снятия колпачка 5) выкрутить болт (М8х1). Снять шатун с оси необходимо при помощи болта Ml2.

Отмеченные выше люфты в каретке, следует устранить сразу же, закручивая болт 4(М8х1)
на 28-30 Nm.

  1. Гайка
  2. Подшипниковая гайка
  3. Подшипниковая гайка
  4. Болт М8х1
  5. Колпачок
  6. Подшипник
  7. Ось

Настройка педалей и тормозов велосипеда

Педали:

Оси педалей должны быть плотно прикручены к шатуну (25 Nn). Его плохое закрепление может привести к стиранию резьбы.

Во время крепления педалей к шатуну следует обратить внимание на противоположное направление их завинчивания (левая педаль имеет винт с левой резьбой). Очень важно правильное закрепление винта оси к шатуну. Несоблюдение вышеперечисленных правил может привести к поломке каретки.

Тормозная система:

Тормозные колодки должны быть равномерно закреплены к боковой части обода колеса.

При правильной установке, между ободом колеса и тормозными колодками должно быть расстояние 2-З
мм.

Важно

Во время нажатия на рукоятку ручного тормоза тормозные колодки соприкасаются с ободом колеса, расстояние между ручкой руля и рукояткой ручного тормоза должно быть 25
мм. При отпуске рукоятки ручного тормоза, тормозные колодки должны вернуться в исходное положение.

Настройка суппорт велосипеда

МАШИНКА ШИМАНО

Велосипед оснащен передней и задней машинкой. Функцией передней машинки является передвижение и установка
цепи на определенной звездочке механизма каретки.

Функцией задней машинки (редуктора) является передвижение и установка цепи на определенной звездочке, а также натяжение цепи, т.

к результатом изменения положения является кажущееся изменение длины цепи, которое должно быть нивелировано задней машинкой.

Принципы работы машинок

  • непосредственно перед тем, как изменить положение следует разогнать велосипед, а затем уменьшить нажим на педали и передвинуть рычаг переключения скоростей,
  • усилить нажим на педали можно тогда, когда цепь зафиксируется на звездочке по крайней мере на три четверти,
  • переключение следует производить, путем передвижения цепи на соседнюю звездочку,
  • нельзя маневрировать машинкой в тот момент, когда педали крутятся назад.

РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕДНЕЙ МАШИНКИ (ОТВОДКИ)

Регулировку передней машинки рекомендуется производить в авторизированной мастерской, но если вы хотите сделать это самостоятельно, действуйте следующим образом:

  1. Установи машинку правильно на раме, т.е. цепь должна быть установлена равномерно на звездочках и находится на 1-З
    мм. над самой большой звездочкой.
  2. Поместив цепь на маленькой звездочке натяни трос и затяни болт для зажима.
  3. Изменяя положения, закрепите крайние положения передней машинки регулирующими болтами.

При правильной установке, передняя машинка должна гладко передвигать цепь с самой маленькой звездочки на самую большую и наоборот.

Для регулировки крайних положений задней машинки служат 2 регулировочных болта, расположенных на корпусе переключателя.

При слабом натяжении цепи, цепь будет спадать с крайних зубцов, а при слишком сильном натяжении цепи, цепь при попадании на крайние зубцы будет болтаться. Регулировку задней машинки лучше производить в авторизированной мастерской. Однако если вы захотите сделать эго самостоятельно, действуйте следующим образом:

  1. Покрутите педали вперед, изменяя все положения машинки.
  2. Переставьте цепь на самую маленькую звездочку.
  3. Открутите регулирующий болт троса машинки, сильно натяните трос и снова затяните болт.
  4. Слегка открутите регулировочный болт длины троса цепи для того, чтобы еще сильнее натянуть трос.
  5. При помощи рычага передвиньте цепь на следующую звездочку. Цепь должна ходить беззвучно. Если возникнет необходимость, плавно отрегулируйте работу переключателя болтом, регулирующим длину цепи.
Читайте также:  Велосипед найнер: что это за модель, ее особенности, достоинства и недостатки, кому подойдет

Внимание:

Изменение положения передней и задней машинки следует достигать только во время кручения педалями.

Машинки не должны одновременно работать в крайних положениях, т.к. это ведет к усилению шума работы устройств, а также быстрый выход из строя цени, переключателей и приводных звездочек.

Внимание:

Переключатели типа Index оборудованы специальными тросами,
— которые предварительно стабилизированы.

Внимание:

Эксплуатация велосипеда с не отрегулированными переключателями может привести к полному выходу из строя элементов машинок.

Источник: https://velolife.by/velostati/2017/06/nastrojka-velosipeda-obshhie-ukazaniya/

Правильная настройка велосипеда своими руками

11.07.13

Настройка ободного тормоза (V-brake).

Тормоза у нас имеют тормозные колодки и тормозную поверхность. Если это V-brake, то они выглядят как на рисунке. Их тормозной поверхностью послужит обод. Для передачи усилия, как и в случае с трансмиссией служит трос и рубашка. Дисковые тормоза для велосипеда в качестве тормозной поверхности используют поверхность тормозного диска.

Итак, что важно для нас? Прежде всего проверить износ тормозных колодок и при необходимости заменить их. Второе на что следует обратить внимание — это синхронность срабатывания колодок относительно тормозной поверхности. Колодки должны прижиматься к тормозной поверхности одновременно, при необходимости следует отцентровать колодки.

Для этого используем регулировочные винты, натягивающие пружины.

Настройка дискового тормоза.

Если тормоз дисковый, то тормозной калипер должен стоять параллельно тормозному диску и иметь зазор между колодками и тормозным диском и не создавать ощутимого сопротивления вращению колеса.

Совет

Вообщем подкручиваем шестигранники до того момента как колесо не начнет вращаться без трения об тормозные колодки или диск по инерции.

Проверьте тормозное усилие на ручке.

Тормозная ручка должна иметь достаточный интервал до грипсы.

Какими должны быть колеса

Проверьте натяжку спиц. Если спицы разболтались, а спицевого ключа под рукой нет — то не следует брать пассатижы и пытаться их дико чинить, например. Здесь стоит обратиться в специализированную мастерскую. Проверьте биение обода, как правило биение обода 2мм не критично, особенно если вы используете дисковые тормоза.

Покрышки должны быть накачаны. Среднее рекомендуемое давление 3-3,5 атмосферы. Накачать надо согласно рекомендованным параметрам — их можно найти на боковине покрышки. Для асфальта и твердого грунта — побольше.

Для пересеченной местности и мягкого грунта — поменьше. Это позволит вашему велосипеду катиться в первом случае и цепляться за грунт и неровности во-втором. Помните — используя низкое давление вы рискуете возможностью пробить камеру.

Как правильно делается регулировка манеток

Манетки на руле велосипеда.

Манетки должны быть направлены продолжением предплечья руки, т.е. если мы сидим на велосипеде манетка должна быть направлена строго продолжением руки. Если вы поймете, что она направлена чуть вверх или вниз, то — ослабляем крепежные болты и направляем их продолжением нашего предплечья, и фиксируем это их положение.

Затягивать крепежные болты сильно не надо, достаточно держать ключ с малым рычагом крепления в руке (не длинным, а коротким концом шестигранника). Это необходимо для того, чтобы не перетянуть или не сорвать резьбу. Очень часто бывают случаи, что перетягиваются болты — срывается резьба и манетки не закреплены и болтаются на руле не надежно.

Затягиваете таким образом и можно считать, что регулировка манеток на этом этапе закончена.

Настройка рулевой колодки, выноса и руля

Проверьте работу регулировок. Если вас что-то не устраивает или какие-то регулировки не работают должным образом обратитесь в специализированную мастерскую.

Упираем переднее колесо в угол.

Проверьте затяжку рулевой колодки выноса и руля. Если надо подкрутите требуемые шестигранники. Для начала вы должны проверить насколько ли закреплена рулевая на своем месте. Для этого уприте велосипед передним колесом в угол дабы ваш велосипед не летал вперед-назад — фиксируйте это положение.

Обхватите рукой место крепежей и начинайте движение велосипеда вперед-назад мелкими движениями. Если чувствуется небольшой люфт, произведите регулировку. Для этого ослабьте верхний болт и два боковых фиксирующих болта (на разных велосипедах может быть по другому расположение болтов).

Ослабив крепежи слева и справа — начните затягивать якорек находящийся сверху — верхний болт. Затягиваем его до тех пор, когда вы почувствуете что люфт (зазор) исчез. Но если почувствуете что переднее колесо, рулевая перестали плавно ходить — поэтому немного освободите.

Найдите такое положение, при котором рулевая бы свободно ходила, но не было бы люфта.

Закрутка руля.

Закручивание руля желательно производить крест-накрест по диагонали для того чтобы было равномерное зажатие выноса рулевого хомута (верхний левый, затем нижний правый, верхний правый, затем нижний левый — по диагонали — это там где четыре болта идут квадратом). После этого можно смело говорить — рулевая зажата!

Настройка заднего переключателя скоростей

Задний переключатель скоростей.

Настройки перекидок всегда начинаются с настройки именно задней перекидки. Освободите вначале тросик задней перекидки, тем самым сбрасывая манетку на единичку. При помощи верхнего болта задней перекидки устанавливаем такое положение верхнего ролика перекидки, чтобы оно совпадало с последней звездочкой (самой маленько звездочкой) кассеты.

Теперь установите тросик на свое положение. Проверьте стоит ли манетка у вас ослаблено, если манетка скинута фиксируйте тросик в этом положении. Конечно лучше здесь удерживать каким-то инструментом.

Обратите внимание

Сильной затяжки не надо (возможно достаточно даже руками), чтобы не повредить тросик и не сорвать резьбу — при срыве резьбы прийдется или ее потом растачивать или менять потом перекидку на новую. Чуть освободите нижний болт против часовой стрелки и переключайте манетку на подъем передач.

Здесь будьте внимательны, чтобы цепь не слетела с большой звезды и не повредила спицы, поэтому вращайте колесо очень аккуратно. Далее, регулируя нижний болт перекидки — поймайте такое положение, чтобы верхний ролик совпадал с самой большой звездочкой кассеты.

Если цепь плохо закидывается на большие звезды, тогда регулировочным болтом крутите против часовой стрелки. Если плохо скидывает — тогда по часовой стрелке. Оборотов много делать не надо, пробуйте по полоборота, если нет — тогда добавляйте.

Настройка переднего переключателя

Схема переднего переключателя.

Для этого освободите тросик. Сначала установите правильное положение передней перекидки на раме велосипеда, для этого найдите такое положение рамки передней перекидки, чтобы она была параллельна самой большой звезде и расстояние от зубов звезды до рамки перекидки было от 1 до 3 мм.

Передние перекидки бывают двух видов — с верхней тягой, с нижней тягой, с хомутом находящимся сверху и хомутом находящимся снизу. На примере хомута находящегося сверху. В данном случае регулировочный болт дальней части рамки находится ближе к раме, ближней части рамки находится ближе к вам. Поэтому регулируйте вначале положение дальней части рамки.

Оно должно находится максимально близко к цепи, но при этом не чертить о неё. Цепь вращайте по малой звезде. Теперь можно зафиксировать тросик, опять же натягивайте одной рукой тросик, другой рукой фиксируйте болт. Затяжка должна быть не сильной, чтобы не сорвать резьбу и не испортить трос.

Осталось отрегулировать правильно сиденье под ваши нужды и на этом настройку можно считать оконченной.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: http://velosipedinfo.ru/pravilnaya-nastroyka-velosipeda-svoimi-rukami

Настройка велосипеда

Улучшение комфорта и эффективности езды на велосипеде следует начинать с регулировки велосипеда. В этой статье мы расскажем подробно как правильно настроить велосипед.

Настройка шоссейного велосипеда

Принципы регулировки шоссейного велосипеда также применимы к велосипедам для поездок на работу, городским и туристическим велосипедам. Однако стоит учитывать, что аэродинамическая посадка на шоссейном велосипеде не обязательно окажется комфортной для длительных походов или для поездок на тяжело нагруженных велосипедах.

Высота рамы велосипеда (стендовер) на шоссейном велосипеде

Велосипед с правильной высотой рамы (стендовером), соответствующей длине ваших ног, гарантирует, что вам будет удобно садиться и слезать с него.

  • Когда выбираете велосипед в веломагазине, широко расставьте ноги и расположите верхнюю трубу прямо под собой.
  • При условии, что велосипед оборудован обычной прямой верхней трубой, параллельной земле, между вашим телом и верхней трубой должен оставаться зазор в один дюйм. При подъёме велосипеда между землёй и покрышкой также должен оставаться зазор примерно в один дюйм.
    • Рекомендуемая величина зазора одинакова, как для мужчин, так и для женщин.
    • Во время определения высоты рамы велосипеда одевайте ту велообувь, в которой вы собираетесь ездить на велосипеде, так как от толщины подошвы зависит длина ваших ног.

      Стендовер (высота велосипедной рамы).

    • Если верхняя труба на велосипеде имеет небольшой (так называемый полукомпактный дизайн рамы) или выраженный наклон (компактный дизайн) рамы, то зазор должен составлять не менее двух дюймов.
    • Далее в этой статье мы расскажем более подробно как самостоятельно измерить эти параметры.

Регулировка высоты седла шоссейного велосипеда:

  • Попросите друга подержать велосипед в вертикальном положении и сядьте на седло.
  • Постарайтесь подобрать высоту седла так, чтобы при вращении педалей в нижней части хода коленный сустав был практически разогнут — в пределах 80 — 90% от полного разгибания ноги.

  • С помощью ключа или эксцентрика (при его наличии) установите седло на правильной высоте.

    Если вы купили подседельный штырь или раму из карбона, то чтобы затянуть зажим в соответствии с требованиями производителя, обязательно используйте ключ с ограничением по крутящему моменту или обратитесь за помощью к механику в велосипедном магазине.

Как правильно отрегулировать положение седла на шоссейном велосипеде

Для обеспечения максимальной эффективности педалирования колено должно находится на одном уровне с передним отделом стопы (суставами пальцев).

  • Отрегулировать седло можно не только в вертикальном, но также и в горизонтальном положении — ближе или дальше от руля.
  • Попросите друга ещё раз поддержать велосипед, чтобы вы могли проверить посадку в седле. Седло расположено правильно, если нижняя часть коленной чашечки находится по вертикали на одном уровне с подъёмом свода стопы. При вращении педалей голени велосипедиста должны быть наклонены немного вперёд.
  • Для большинства велосипедистов рекомендуется устанавливать седло строго параллельно земле.
  • Купите подходящий вынос, чтобы он обеспечивал удобное положение туловища и рук на руле.

Выбор выноса для шоссейника

Длина и угол выноса определяют насколько сильно вам придётся наклоняться вперёд к рулю, нагружать поясничный отдел позвоночника и руки.

Регулируемые выносы, которые устанавливаются преимущественно на шоссейные велосипеды, позволяют посредством изменения угла наклона выноса настраивать положение руля (в первую очередь его высоту).

Если вы хотите увеличить или уменьшить длину обычного выноса, то вам придётся купить новый вынос с подходящей длиной и углом наклона или поменять его в велосипедном магазине.

Чтобы верно выбрать вынос или оценить правильность его настройки:

  • Попросите друга подержать велосипед и сядьте на велосипед.
  • Если вам нужно вытянуть руки и крепко обхватить руль, чтобы надёжно удерживать его, то вынос слишком длинный. В этом случае вибрация будет легко передаваться на руки, шею и спину, что вызовет боли и быструю утомляемость.
  • Постарайтесь выбрать такой вынос, чтобы во время езды вибрация на руки передавалась лишь частично и вам не приходилось слишком далеко тянуться при торможении. Если вы чувствуете, что смогли бы даже играть на пианино в этом положении, то вынос выбран правильно.
  • Спина должна находиться под углом в 45 градусов. В этом случае голова примет максимально удобное положение и вам будет легко нажимать на тормозные рычаги и рычаги переключения передач.
  • Если вы хотите по максимуму увеличить скорость велосипеда, то вам потребуется подобрать более радикальное аэродинамическое положение рук и тела.

Как настроить горный велосипед

Проверьте высоту рамы (стендовер) на горном велосипеде

  • Как и в случае с шоссейным велосипедом, в веломагазине вы должны проверить высоту рамы: перекинуть ноги через верхнюю трубу и широко их расставить.
  • Оденьте велообувь, в которой вы собираетесь ездить на велосипеде, поднимите велосипед.

    Между покрышкой и землёй должен оставаться зазор не менее двух дюймов.

    • Рекомендуемая величина зазора одинакова, как для мужчин, так и для женщин.

    • Если вы купили двухподвесный горный велосипед, то зазор должен составлять 1 — 2 дюйма, так как из-за сжатия задней подвески при езде реальный стендовер уменьшается.

  • Если вы предпочитаете агрессивный стиль езды на велосипеде, то можете выбрать велосипед с зазором 3 — 5 дюймов.
  • Если вы планируете купить велосипед в интернете и не можете его предварительно протестировать, то ниже мы расскажем вам как определить требуемую высоту рамы.

Установка правильного расстояние от седла до руля горного велосипеда

  • При правильно отрегулированном положение седла и руля при езде не должен ощущаться дискомфорт.
  • При удержании руля локти должны быть немного согнуты. Умеренный изгиб рук позволяет легко поглощать толчки от различных препятствий на дороге.

Установка высоты седла на горном велосипеде

  • Высота седла выбрана правильно, если ноги лишь слегка согнуты в нижней части хода педали.
  • Если можете достать обеими ногами до земли, когда сидите на велосипеде, то седло расположено слишком низко.
  • Обычно не требуется в регулировка седла по высоте на велосипедах, предназначенных для дёртджампинга, фрирайда и даунхилла.

Настройка положения седла на горном велосипеде

Для обеспечения максимальной эффективности педалирования колено должно находится на одном уровне с передним отделом стопы (суставами пальцев). Регулировки седла на горном велосипеде ничем не отличается от шоссейного велосипеда:

  • Отрегулировать седло можно не только в вертикальном, но и в горизонтальном положении — ближе или дальше от руля.
  • Попросите друга поддержать велосипед, чтобы вы могли проверить посадку в седле. Седло расположено правильно, если нижняя часть коленной чашечки находится по вертикали на одном уровне с подъёмом свода стопы. При вращении педалей голени велосипедиста должны быть наклонены немного вперёд.
  • Для большинства велосипедистов рекомендуется устанавливать седло строго параллельно земле.

Подбор выноса для горного велосипеда

Комфортное положение ваших рук и спины не в последнюю очередь зависит от выноса. Инструкция по выбору выноса для горного велосипеда ничем не отличается от шоссейного велосипеда:

Длина и угол выноса определяют насколько сильно вам придётся наклоняться вперёд к рулю, нагружать поясничный отдел позвоночника и руки.

Регулируемые выносы позволяют посредством изменения угла наклона настраивать положение руля (в первую очередь его высоту).

Если вы хотите увеличить или уменьшить длину обычного выноса, то вам придётся купить новый вынос с подходящей длиной и углом наклона или поменять его в велосипедном магазине.

Чтобы верно выбрать вынос или оценить правильность его настройки:

  • Попросите друга подержать велосипед и сядьте на велосипед.
  • Если вам нужно вытянуть руки и крепко обхватить руль, чтобы надёжно удерживать его, то вынос слишком длинный. В этом случае вибрация будет легко передаваться на руки, шею и спину, что вызовет боли и быструю утомляемость.
  • Постарайтесь выбрать такой вынос, чтобы во время езды вибрация лишь частично передавалась на руки и вам не приходилось слишком далеко тянуться при торможении. Если вы чувствуете, что смогли бы даже играть на пианино в этом положении, то вынос выбран правильно.
  • Спина должна находиться под углом в 45 градусов. В этом случае голова примет максимально удобное положение и вам будет легко нажимать на рычаги переключения передач или тормозные рычаги.
  • Если вы хотите по максимуму увеличить скорость велосипеда, то вам потребуется подобрать более радикальное аэродинамическое положение рук и тела.

Как отрегулировать прогулочный велосипед и круизёр

Подбор велосипеда по высоте рамы

  • Как правило, это не имеет значения, так как прогулочные велосипеды обычно оснащаются верхними трубами с крутым наклоном и зазором от пяти 5 дюймов.
  • Некоторые велосипеды данной категории специально спроектированы так, что велосипедист может ставить ноги на землю, оставаясь в седле.

Регулировка высоты седла и руля

  • Установите седло так, чтобы вы могли наслаждаться комфортным практически вертикальным положением. При этом руки должны быть немного согнуты в локтях.
  • Аналогично, как и с другими типами велосипедов, седло должно располагаться на такой высоте, чтобы во время педалирования ваши ноги никогда полностью не выпрямлялись.

    Во время нахождения педалей в нижней части хода в коленном суставе должен оставаться небольшой изгиб.

  • Большинство прогулочных велосипедов и круизёров поставляются в комплекте с регулируемыми выносами, позволяющими вам поднять или опустить руль.

    Смотрите рекомендации по настройке выноса, которые были данные выше в инструкциях по регулировке шоссейных и горных велосипедов.

Регулировка детского велосипеда

Проверка высоты рамы (стендовера)

Независимо от типа верхней трубы зазор должен составлять 2 — 4 дюйма.

Как настроить седло по высоте

  • Установите седло на такой высоте, чтобы ребёнок мог наслаждаться удобной практически вертикальной посадкой. При этом руки должны быть немного согнуты в локтях.

  • Также, как и на взрослом велосипеде, седло на детском велосипеде должно располагаться так, чтобы во время педалирования ноги никогда полностью не выпрямлялись.

    Во время нахождения педалей в нижней части хода в коленном суставе должен оставаться небольшой изгиб.

Помощь в регулировке велосипеда

Какой бы тип велосипеда вы не выбрали, вы можете посетить магазин и получить помощь у веломеханика по вопросам выбора и регулировки велосипеда.

Регулировка велосипеда, который вы собираетесь купить в интернете

К счастью, чтобы выбрать раму правильного размера, не обязательно посещать магазин. Обычно на каждый продающийся в интернете велосипед имеется таблица размеров, в которой указывается стендовер для каждого размера рамы. Зазор, про который говорилось выше, должен укладываться в требуемый диапазон.

  • Например, если расстояние от промежности до земли составляет 30 дюймов и вы собираетесь купить туристический, горный, городской велосипед или велосипед для поездок на работу, то в зависимости от вашего стиля езды высота рамы должна находится пределах 25 — 28 дюймов. Предпочтительней выбирать шоссейный велосипед с рамой высотой 28 — 29 дюймов, а прогулочный — в диапазоне 27 — 28 дюймов.
  • Чтобы измерить расстояние от таза до земли:
    • Возьмите книгу большого формата (подарочную), рулетку и карандаш.
    • Станьте в велообуви напротив стены.
    • Зажмите книгу между ногами так, чтобы корешок книги располагался рядом с промежностью параллельно полу.
    • Поставьте карандашом небольшую отметку на стене в месте, где корешок книги соприкасается со стеной (возле промежности).
    • Измерьте расстояние от отметки до пола, которое и будет вашим расстоянием от промежности до земли.

    Измерение детских велосипедов

    У детей, особенно у девочек, обычно длинные ноги и короткое туловище. При выборе велосипеда для ребёнка не старайтесь купить модель на вырост. Детский велосипед не должен быть большим. Не покупайте велосипед с большой высотой рамы, так как таким неповоротливым велосипедом неудобно управлять и ребёнок будет бояться ездить на велосипеде.

    Другие регулировки

    Можно ещё больше увеличить комфорт, если дополнительно отрегулировать седло, наклон руля, угол выноса, рычаги переключения передач и тормозные рычаги. Чтобы лучше понять, что ещё следует настроить, сделайте следующее:

    • Экспериментируйте.
      Во время езды на велосипеде протестируйте разные настройки и в конце концов выберите самую лучшую. Например, попробуйте немного приподнять руль или седло. Но старайтесь не вносить радикальных изменений и тестировать внесённые изменения достаточно продолжительное время, чтобы вы успели приспособиться к ним.
    • Запоминайте.
      Во время езды на велосипеде обращайте внимание на любые боли и всё, что вызывает дискомфорт. Например, напряжение в спине указывает на низкое положение руля, а боль в коленном суставе сигнализирует о необходимости регулировки седла.

    После первой поездки на новом велосипеде сходите в магазин и повторно проконсультируетесь с веломехаником по поводу его настройки.

    Далее мы разберём некоторые общие вопросы регулировки велосипеда.

    Регулировка положения седла на велосипеде

    Седло на велосипеде следует выровнять так, чтобы колено находилось вертикально на одной линии с осью педали или передним отделом стопы (суставами пальцев). Отрегулируйте угол наклона седла так, чтобы вы легко доставали до руля.

    Зажимной болт подседельного штыря.

    Высота седла: При вращении педалей в нижней части хода нога не выправляется полностью? Если это так, то седло установлено правильно.

    Чтобы изменить высоту седла, ослабьте крепление подседельного штыря или эксцентрика (при его наличии), которое расположено в верхней части подседельной трубы.

    По мере необходимости перемещайте подседельный штырь вверх и вниз по подседельной трубе. При этом будьте осторожны и не поднимайте его выше выгравированной ограничительной отметки.

    Затяните стопорный болт или эксцентрик и совершите тестовую поездку.

    Угол наклона седла: Седло принято выравнивать параллельно земле, но некоторые велосипедисты предпочитают немного наклонить его вперёд или даже назад. Но всё же мы рекомендуем устанавливать седло без наклона.

    Важно

    Чтобы определить оптимальный наклон, который вам лучше всего подходит, поэкспериментируйте с разными углами. Чтобы настроить угол наклона седла, просто ослабьте стопорный болт, который расположен вверху на подседельном штыре (прямо под седлом), и откорректируйте положение седла.

    Стопорный болт седла следует отличать от стопорного болта подседельного штыря. Затяните стопорный болт седла и совершите тестовую поездку.

    Как уже упоминалось ранее в статье, если вы купили подседельный штырь или раму из карбона, то чтобы затянуть зажим в соответствии с требованиями производителя, обязательно используйте ключ с ограничением по крутящему моменту или обратитесь за помощью к механику в велосипедном магазине.

    Положение седла по горизонтали: Независимо от типа велосипеда голени велосипедиста при педалировании должны быть наклонены немного вперёд.

    Условная линия, проведённая от нижней части коленной чашечки до подъёма свода стопы, должна быть строго вертикальна. Если голень расположена слишком вертикально, то эта линия будет указывать на пятку.

    Чтобы добиться правильного наклона голени, ослабьте стопорный болт подседельного штыря и отрегулируйте седло в горизонтальном положении.

    Стиль седла: За последние годы технологии производства сёдел существенно усовершенствовались. В зависимости от ваших индивидуальных предпочтений вы можете купить седло любого стиля и уровня комфорта.

    Регулировка руля велосипеда

    Большинство современных велосипедов комплектуются нерегулируемыми выносами. Поэтому, чтобы настроить положение руля на велосипеде вам придётся купить новый руль или новый вынос, или же сразу их оба. Также с помощью удлинительных колец и других компонентов можно изменять высоту, длину, угол наклона выноса, высоту и ширину руля.

    Источник: http://velofun.ru/repair-shop/regulirovka-velosipeda.html

    Ссылка на основную публикацию