Как подбирать обода на велосипед?

Велосипедные обода

Необходимость в выборе тех или иных ободов (или как их еще называют, ободьев) для своего велосипеда возникает не очень часто.

Проблема выбора встает при покупке нового или не очень нового велосипеда, но чаще, в случае замены старых ободов или колес на новые, когда они не устраивают вас по каким-либо причинам или попросту сильно изношены (восьмерки, трещины, протиры тормозных дорожек).

Тем не менее, к выбору ободов следует подходить серьезно, с учетом предполагаемого стиля эксплуатации велосипеда. Требования, предъявляемые к ободу, заключаются в том, что обод должен быть как можно легче, но при этом оставаться достаточно прочным.

Обратите внимание

Конечно, прочность колеса определяется не только прочностью и жесткостью обода, но и качеством спиц, их количеством, силой и равномерностью натяжения. Но без хорошего обода собрать прочное колесо невозможно. А постоянная правка «восьмерок» — удовольствие ниже среднего.

Почему колеса должны быть прочными понятно, а почему же они должны быть очень легкими? При разгоне велосипеда, силы велосипедиста расходуются не только на увеличение линейной скорости велосипеда в целом и колес в частности, но и на увеличение скорости вращения (раскрутку) колес.

И чем дальше от центра вращения находится масса и чем она больше, тем большую работу приходится затрачивать на раскрутку. Особенно заметно это проявляется в тех видах спорта, где скорости движения постоянно изменяются на большие значения.

Например, в соревнованиях по кросс-кантри и подобных дисциплинах вес обода и шины влияет значительно сильнее, чем в равнинных шоссейных гонках.

Активное передвижение по городу тоже имеет достаточно «рваный» ритм, а учитывая качество многих улиц в российских городах, становится понятным и требование к высокой прочности колес.

1. Материалы

На данный момент подавляющее количество ободов изготавливается из алюминиевых сплавов. Такие обода значительно легче стальных, встречающихся иногда на самых дешевых горных велосипедах, а также большинстве городских.

При этом прочность дешевых стальных ободов крайне низка, а ободные тормоза работают с ними значительно хуже, чем с алюминиевыми.

Углепластиковых ободов в чистом виде я не встречал, из этого материала изготавливаются лишь моноблочные колеса (например, Spinergy), в которых обод, корпус втулки и 4-5 широкие плоские спицы представляют собой единую цельную деталь.

2. Конструктивные особенности

Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда.
Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование бортовых шин.

Их боковые стенки хорошо развиты и с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Накачанная шина раздается в стороны давлением воздуха в камере и своими бортами держится за стенки обода, плотно прижимаясь к нему.

Шины для шоссейных велосипедов (трубки, однотрубки) наклеиваются на обод через специальную матерчатую ленту: обода для них не имеют развитых стенок с внутренней стороны, а наоборот достаточно плоские, имеют трубчатое сечение.

Правда, на данном этапе, и на шоссейных велосипедах стали использоваться клинчерные шины (так называемые клинчера), имеющие традиционную конструкцию (камера и легкая узкая шина высокого давления с бортом). Для скрепления обода в кольцо, обычно применяется сварка встык.

Важно

Так как на данный момент в России наибольшее распространение получили горные и вседорожные велосипеды, а также все популярнее становятся гибриды, то стоит чуть подробнее остановиться на особенностях классических ободов коробчатого сечения.

Помимо различных размеров ободов, продукция многих производителей подразделяется на группы. Причем обода разделяются как для разных типов велосипедов, так и для разных сфер применения для одного типа. Особенно это касается горных велосипедов.

Например, по прочностным параметрам они могут делиться на прогулочные, кросс-кантрийные, фрирайдные и даунхильные.

Такое разделение, конечно же, весьма условно, никто не мешает вам гоняться в кросс-кантри на даунхильных ободах, но позволяет приблизительно оценить вес и прочность ободов, а также некоторые другие конструктивные особенности перечисленные ниже.

3. Одностенные и многостенные

Самые простые обода (прогулочные) обычно выполняются одностенными, то есть профиль такого обода похож на букву «U».

Более совершенным типом ободов, которые могут иметь меньший вес при большей прочности, являются двухстенные (двойные) обода (кросс-кантри — даунхил), в которых в серединке «U» добавлена горизонтальная перемычка.

Такой профиль обычно имеют обода среднего и высокого уровня, хотя, в последнее время появилась тенденция к установке недорогих модификаций на относительно дешевые горные и не только горные велосипеды.

Если необходим обод с большей прочностью, то применяется обод с высоким профилем: за счет его применения значительно повышается жесткость и прочность «на складывание» обода. Такому ободу менее страшны кочки и ямы на дороге или гоночной трассе. Самый развитый вариант обода — трехстенный, когда внутрь высокопрофильного обода вставляется третья горизонтальная перемычка.

Роль этой перемычки заключается уже не столько в увеличении жесткости «на складывание» обода, сколько в увеличение боковой жесткости, препятствующей появлению восьмерок, а также, может препятствовать «смятию» обода тормозными колодками. Такие обода встречаются очень редко.

Обода для относительно легкого применения, например, кросс-кантрийные, выполняются достаточно узкими — наружный размер 21-26 мм. Обода для фрирайда, а тем более для даунхила могут быть много шире, до 35 мм и более. При увеличении ширины обода, заметно увеличивается и его поперечная жесткость.

4. Методы увеличения прочности и снижения веса

Для дополнительного упрочнения ободов применяется поверхностное насыщение другими веществами гальваническим способом — анодирование. Поверхность анодированных алюминиевых ободов не светлая, а черная. Часто одна и та же модель обода может иметь как обычную модификацию, так и анодированную, которая стоит на 10-20% дороже.

Прочное колесо можно собрать, используя, например, толстые или просто высококачественные спицы. Но суть их применения — возможность высокого предварительного натяжения спиц, когда полезная нагрузка распределена по спицам более равномерно. Но известны случаи, когда при ударах при проезде больших неровностей из алюминиевых ободов вырывались спицы.

Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия, раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих ободах в отверстие устанавливаются вставочки, так называемые пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке.

В двухстенных ободах могут быть установлены как обычные пистоны, на внешней стенке, так и двойные, проходящие насквозь через обе стенки.

Совет

Ранее для большинства велосипедов стандартное колесо состояло из 36 спиц. Большее количество встречалось редко, а меньшее (32, 28, 24) только на шоссейных велосипедах и велосипедах с маленькими колесами.

Сейчас, с появлением качественных и прочных спиц и жестких ободов, проблема обрыва спиц уже не столь актуальна, для более-менее продвинутого горного велосипеда стандартом стало 32 спицы в колесе. В случае использования радиального спицевого набора, количество спиц может быть еще меньше.

При сборке колеса необходимо убедиться в соответствии количества отверстий под спицы в ободе и втулке.

5. Другие конструктивные особенности

В последнее время иногда стали появляться обода со смещенными рядами отверстий под спицы. Такие обода предназначены только для задних колес многоскоростных велосипедов.

Дело в том, что из-за применения в многоскоростных втулках кассет с большим количеством звездочек, приходится сдвигать правый фланец втулки к ее центру, и зонт спиц справа получается более плоским, чем слева. Чтобы достичь этого, правые спицы приходится натягивать много сильнее, чем левые.

Таким образом, либо спицы правой стороны становятся перетянутыми, либо левой недотянутыми. Для уменьшения этого эффекта и применяются обода со смещенными на 2-3 мм влево рядами отверстий.

В настоящее время в велосипедах применяются три типа ниппелей: автомобильный/мотоциклетный (Schrader), велосипедный (Dunlop) и спортивный (Presta). Диаметр «соска» ниппеля у первых двух типов больше, у третьего меньше. Так как в настоящее время все более широкое распространение приобретают ниппеля Presta, то и обода все чаще делают под них.

Для установки на такой обод камеры с обычным ниппелем, отверстие необходимо рассверливать, хотя лучше использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на вашем велосипеде стоят высокопрофильные обода, то вам необходимо иметь запасные камеры с длинными «сосками».

В некоторых ободах спицы крепятся не на наружной стенке обода, а на внутренней, что приводит к необходимости применения спиц с длиными нипелями.

Для облегчения ободов часто применяется утоньшение боковых стенок, нагрузка на которые относительно невелика.

Обратите внимание

В сочетании с применением мощных тормозов типа V-brake, это часто приводит к тому, что боковые стенки в районе тормозных дорожек достаточно быстро протираются тормозными колодками: не редкостью стало «убиение» обода за пару сезонов эксплуатации.

Выходом из этой ситуации стало применение дисковых тормозом. Обода, предназначенные для применения с дисковыми тормозами, тормозных дорожек не имеют вовсе и, соответственно, не могут быть использованы с ободными тормозами.

Источник: https://velolife.by/velosamodelki/2017/11/velosipednye-oboda/

Все про велосипедные колеса

Хотя гениальнейшее изобретение людской цивилизации — колесо использовалось еще в пятом тысячелетии до нашей эры, человечеству понадобилось еще почти семь тысяч лет, чтоб в 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли придумал не менее гениальный механизм – велосипед.

Классификация велосипедных колес по размеру

Современные велосипедные колеса бывают следующих размеров: 20, 24, 26, 27, 27.5, 28, 29 и 36 (новые) дюймов.

Размер 20 дюймов

Изначально двадцатидюймовые колеса использовались исключительно на детских велосипедах, однако, рост популярности складных велосипедов обусловил появление данного размера на «взрослом рынке». Легкость колес данного размера стала причиной того, что сегодня 99% BMX оснащены именно «двадцаткой».

Размер 24 дюймов

В советские времена такими колесами комплектовались подростковые велосипеды «Альтаир», «Аист» и «Салют». Сегодня же 24-й размер нашел поклонников среди фрирайдеров.

Размер 26 дюймов

Самый распространенный тип велосипедных колес. Изначально им оборудовались прогулочные городские велосипеды, сохранилась сия тенденция и сегодня. Иногда 26-м оснащают подростковые «псевдогорные» велосипеды из Китая.

Размер 27 дюймов

Классическое колесо шоссейного велосипеда. Именно 27-й размер раньше был стандартом велогонок Тур де Франс.

Размер 27.5 дюймов

Промежуточный размер специализированных горных велосипедов. Данный размер появился лишь в 2013 году.

Размер 28 дюймов

Гибридный размер, подходящий для городской и внедорожной езды по проселочным дорогам. Раньше такими колесами оснащали легендарную «Украину».

Размер 29 дюймов

Так называемые «найнеры» — еще одна разновидность колес горных велосипедов. Лучше накат и проходимость.

Размер 36 дюймов (новый)

Инновационная разработка. Столь внушительный размер шин обеспечивает лучшее сцепление и позволяет относительно легко преодолевать даже влажную каменистую местность или грязь.

MicroSHIFT — бренд который убьет Shimano

Стоит отметить, что 27, 28 и 29 размеры имеют одинаковый диаметр обода – меняется лишь толщина шин, которые можно использовать.

Классификация велосипедных колес по типу

Традиционным велосипедным колесом принято считать спицованные обода. Как правило, такие колеса оснащены стальными, алюминиевыми или титановыми спицами, количество которых кратно 4 (обычно не менее 12), прикрепляемыми с помощью ниппелей. Впрочем, количество спиц может быть самым разным.

Кроме спицованных также используются литые, они же — цельные колеса. Изначально такая конструкция колес предназначалась для горных велосипедов, однако сегодня литые колеса продаются повсеместно, а их надежность значительно хуже, нежели у спицованных. Качественные цельные велосипедные колеса стоят десятки тысяч рублей.

Читайте также:  Вы катаетесь зимой на велосипеде?

Мотор-колеса для велосипеда

Чрезвычайно популярными становятся мотор-колеса. Позволяющие проехать от 5 от 100 км без вращения педалей. Концепцию мотор-колеса предложил еще Фердинанд Порше, однако массовое использование таких колес стало возможным относительно недавно.

Размеры таких колес бывают самыми разными, однако чем больше колесо, тем больший источник питания в него умещается, и тем дольше сможет ехать велосипед, оснащенный такими колесами. Мощность таких колес также бывает самой разнообразной, однако обычно она составляет 200-5000 Ватт.

Большинство стран не подвергает велосипеды с такими колесами сертификации, однако из-за нескольких несчастных случаев в США уже ввели обязательную регистрацию всех электро велосипедов оснащенные мотор-колесами мощностью от 1000 Ватт.

Стоимость велосипедных колес

Купить велосипедные колеса от отечественных производителей можно относительно недорого – примерно за 15-20 долларов, если речь идет о городских, и за 25-30 долларов, если о горных и шоссейных велосипедах. С триал-велосипедами сложнее – триальные колеса в странах СНГ не выпускаются.

Ценовая политика зарубежных брендов растет с востока на запад. Так, колеса от китайских и турецких производителей можно купить даже дешевле, нежели велосипеды от «наших» — всего за 5-10 долларов, независимо от предназначения, однако и качество будет соответствующим. Колеса от европейских и американских брендов ощутимо дороже – начиная от 30-50 долларов.

Что такое «манетки» для велосипеда?

Камеры, ниппели и бескамерные велосипедные покрышки

Первые велосипедные камеры появились одновременно с велосипедом Джона Кемпа Старли – в 1884 году, однако на современные камеры они походили разве что названием — лопались они на каждой кочке.

Сегодня велосипедные камеры способны выдерживать колоссальнейшие нагрузки, а порой даже «самостоятельно залатывать» мелкие пробоины.
Еще одной важнейшей частью любого спицованного колеса являются ниппели.

Именно с их помощью спицы крепятся к ободу и втулке.

Стоит отметить, что велосипедные ниппели конструктивно практически не изменились с момента своего изобретения в 1817 для сидячих самокатов барона Карла фон Дрез. Некоторые горные велосипеды с 1983 оснащают бескамерными покрышками – это позволяет уменьшить их вес, и увеличить удельный объем воздуха внутри колеса, что повышает амортизацию.

Протектор велосипедных покрышек

Сцепление покрышки велосипедов с  поверхностью нестабильной обуславливается наличием протектора. Изначально протекторы отличались лишь исполнением двухмерного рисунка, но одновременно с появлением горных велосипедом появилась градация протекторов по «высоте». Точно такие же протекторы, только на более узких покрышках позже стали использоваться как «зимняя резина» городских велосипедов.

Сегодня же проекторы велосипедных покрышек оснащают самыми разнообразными элементами, начиная от светодиодов и заканчивая противогололедными металлическими шипами для езды зимой.

Велосипедные втулки

Еще одной конструктивной составляющей любого велосипедного колеса является втулка, она же – ступица. Конструктивно втулки могут быть сами разными — с интегрированными тормозным барабаном, с внешним креплением тормозного диска, с планетарным цилиндром переключения передач, и с креплением велосипедной звездочки.

Однако внутри любой втулки обязательно есть подшипник, а к её корпусу всегда крепятся спицы, лопасти или колесный диск.
Стоимость втулок зависит от их назначения, так, самая обычная втулка стоит 1-2 доллара, ступица с тормозным барабаном или креплением диска – 3-5 долларов, с планетарным цилиндром – 5-10.

Стоимость спортивных ступиц начинается от 30 долларов, однако такие втулки практически «не убиваемы».

Как выбрать велосипедную вилку для MTB

Ремонт колес велосипеда

Большинство поломок, с которыми сталкиваются обыватели, довольно типичные. Устранить их можно без специального оборудования, например:

  • Устранение прокола шины – дело нескольких минут. Достаточно лишь найти место повреждения оной и заклеить его тонким слоем резины. Отыскать брешь проще всего поместив камеру в наполненное водой ведро;
  • Разорванную спицу всегда можно заменить новой – достаточно открутить ниппели, снять покрышку, поменять повреженную спицу;
  • Заклинившая втулка чаще всего отказывается крутиться из-за засорения подшипника – достаточно лишь разобрать его, промыть и смазать. Если же подшипник рассыпался – нужно просто вставить новый.

Нестандартные велосипедные колеса

Количество необычных велосипедных колес настолько велико, что их вряд ли удастся уместить в одной статье, однако упомянуть Пенни-Фартинг колеса, использовавшиеся в велосипедах Джеймста Старли, непременно стоит.

Разница размеров этих колес оказалась настолько большой, что со временем Пенни-Фартинг стал неотъемлемым атрибутом любого крупного цирка.

Будущее велосипедных колес

С конца прошлого века, производители велосипедов трудятся над уменьшением веса и увеличением прочности колес. Вполне возможно, что уже через пять-десять лет большинство колес велосипедов будет оснащено наноуглеродными ободами, которые будут раскручиваться уже не мускульной силой, а миниатюрными мощными электромоторами. В видео ниже можно увидеть уникальный велосипед:

Источник: https://www.veloturist.org.ua/vse-pro-velosipednye-kolesa/

Как подбирать обода на велосипед?

Содержание

  • Процедура выбора
  • Разновидности конструкций
  • Количество стенок
  • Особенные элементы
  • Материалы
  • Производители
  • Измерения
  • Характеристики спицевания
  • Онлайн-калькулятор
  • Заключение
  • Комментарии

С выбором обода велосипедист сталкивается очень редко. В большинстве случаев, при покупке велосипеда и при замене колеса. Практически же он покупается вместе с велосипедом и употребляется до важного его повреждения либо замены всего колеса. Вот кое-какие обстоятельства замены:

  • Через чур довольно часто появляются восьмёрки. Их возможно править, но нередкое появление свидетельствует, что имеется неприятности в конструкции обода, материале либо стиле катания велосипедиста.
  • Материал истончён ободными тормозами, не обращая внимания на всю крепость металла, и он не устоит перед постоянным торможением. Тормозные дорожки современными v-brake эксплуатируются нещадно.

Процедура выбора

Эксперты советуют обратить внимание на пара тезисов перед выборомобода для велосипеда:

  1. Зафиксировать количество денег, каковые возможно израсходовать на обода и трезво взвесить собственный стиль катания. В зависимости от него будет производиться выбор. Серьёзен ли внешний вид, будут ли прыжки либо важные удары.
  2. Обратите внимание на двойные алюминиевые обода. Они универсальны, легки и недороги.
  3. В случае если расстояния громадны, обратите внимание на вес, а вот прочность стоит отнести на второй план – полевой ремонт раз за сезон скоро компенсируется отсутствием утраты 2-5% скорости.
  4. Обратите внимание на бескамерные колёса. При большой цене они предоставляют большие удобства в плане фактически полного отсутствия проколов.
  5. Для прыжков и асфальта хорошо подойдут широкие обода, не смотря на то, что на автостраду с ними лучше не выезжать.

Ниже раскроем кое-какие из этих советов и сделаем маленькую вводную по возможностям и терминам.

Разновидности конструкций

Конструкция велосипедного обода на рынке на данный момент де-факто стандартная, и именуется коробочной (коробчатое сечение), она применяет бортовые шины. Крепкие борта, U-образая форма, дополняемая несколькими уровнями рёбер жёсткости.

Для шоссейных велосипедов употребляются «трубки». Покрышки на такие обода «наклеиваются» через особую ленту, а не зажимаются углублениями на внутренней стороне борта обода, как при «коробки».

Количество стенок

Так как значительно чаще речь заходит об алюминиевом коробчатом строении, самым ответственным параметром надёжности и жёсткости делается многостенность. Одностенные обода на велосипед в профиле дают простую букву U, но многостенный, додавая дополнительных рёбер, делает структуру очень замечательной. Всего одна перемычка в горизонтальном профиле увеличивает прочность практически в два раза.

Помимо этого, многостенные варианты намного более устойчивы к повреждениям боковыми ударами, неисправными тормозами, но смогут увеличивать вес велосипеда. На современных байках возможно подметить вытянутые вовнутрь колеса обода. Это новые конструкции, каковые переходят от несложных горизонтальных рёбер к сложным структурам в объёмного обода.

Примером таких колёс смогут стать фиксы для гонок по треку с кажущимися весьма тяжёлыми, практически целыми ободами.

Особенные элементы

Не считая структуры и самой окружности, у обода имеется отверстия для ниппеля и спиц, канавки для крепления шин – все эти маленькие элементы смогут стать точками слабости, в то время, когда из-за малого недостатка будет повреждаться целый материал обода.

Важно

Отверстия укрепляются, а для спиц применяют пистоны – плотные железные вставки, фиксирующие спицу в отверстии. Такие средства усиления показались из кустарных ремонтных элементов, но стали на данный момент стандартом для ободов выше среднего уровня.

Материалы

Выбор материалов на удивление мал:

  1. Алюминий – неоспоримый фаворит. Недорогой, прочный, универсальный – компромисс между всеми качествами, применяемый в подавляющем числе моделей ободов.
  2. Сталь – привет из прошлого века. Надёжные в плане износа и твёрдости, но весьма тяжёлые изделия из стали фактически провалились сквозь землю с рынка, да и отыскать двойной металлический обод непросто.
  3. Карбон – новейшие технологии не стоят на месте, и карбоновые обода появляются не только на треках, но и в городских условиях, и на шоссе. твёрдость и Лёгкость сочетаются с высокой ценой.
  4. «Фирменные» сплавы – разные комбинации металлов, открывающие новые свойства. В большинстве случаев не стоят никакого внимания из-за чисто маркетинговой составляющей. На практике они показывают себя не лучше алюминия.

Не считая главного материала, при изготовлении время от времени используют анодирование. Такие обода для велосипедов легко подметить, поскольку их поверхность в большинстве случаев тёмная.

Дополнительная гальванизация увеличивает прочность простого алюминиевого обода на пара десятков процентов.

Дополнительное покрытие довольно часто употребляется, в случае если обод задний, а тормоза – v-brake.

Ему требуется дополнительная энергоёмкость при торможении.

Производители

  • Alex Rims – OEM производитель, поставляющий обода практически всем именитых компаний;
  • Mach – французский производитель, специализирующийся на шоссейных ободах;
  • DT Swiss – скандинавский VIP-поставщик;
  • Mavic – универсальный и надёжный производитель.

Измерения

Чем характеризуется обод? Разглядим подробнее.

Протяженность

Основное измерение – это «посадочный диаметр» либо посадочный размер, измеряющий фактически размер колеса по окружности.

Какие конкретно бывают размеры взрослого велосипеда?

Для его записи употребляется три совокупности:

  • ISO – настоящая протяженность диаметра обода в миллиметрах. Де-факто – база и стандарт для сравнения любого другого метода трансформации.
  • Дюймовый размер записывается в формате 20”x2.0, что означает 20 дюймов длиной, 2 – шириной. Дробные числа смогут записываться как с чертой, так и в десятичном виде, что может внести путаницу. Внимание! «Советские» размеры с современными, западными, не совпадают, кроме того имея однообразные маркировки.
  • Французский размер обозначает, как и ISO, диаметр обода, но дополняется шириной покрышки в виде буквенного обозначения от A до D (А – узкий, D – широкий).

Примерная таблица, объединяющая разные измерения:

Ширина

От длины, само собой разумеется, зависит комфорт катания, но главное влияние создаёт ширина покрышки. И затрачиваемое упрочнение, и амортизационные особенности в трюках, и вес – всё зависит от ширины обода.

Подобрать обод к нужной покрышке непросто из-за постоянной нагрузки и сложности конструкции, а также ударной. Минимальные расхождения в ширине будут приводить к повреждениям и покрышки, и обода.

Ширина фактически принята за стандартную для каждого стиля катания, обозначается в миллиметрах, и варианты следующие:

  • До 15 мм – для трекинга, шоссе и высокой скорости;
  • 17 мм – гибриды, современный кросс-кантри, крайне важна твёрдость сплава;
  • 19 мм – стандартные горные велосипеды;
  • 21 мм – базисные трюки, велотуризм;
  • 23 мм – экстремальные виды спорта.

Таблица приводит размеры в миллиметрах для рекомендуемых давлений:

Характеристики спицевания

Для работы со спицами направляться знать пара терминов и дополнительных размеров:

  • Effective rim diameter – ERD – эфф. диаметр обода, диаметр по спицам (от финиша одной до конца противоположенной);
  • Offset of spoke bed – OSB – смещение отверстий (поперечное). Не равен нулю лишь в несимметричных моделях, каковые весьма редки;
  • количество спиц – для стандартных на данный момент ободов 24”-26” это 28, 32 и 36 отверстий, стандарта для найнеров (29 дюймов) пока не оформили.
Читайте также:  Велосипедные амортизаторы: разновидности и их настройка

Онлайн-калькулятор

Само собой разумеется, работа со спицами очень сложна и серьёзна, но разобрать её стоит в отдельной статье.

Заключение

Обод – сложная с позиций производства подробность велосипеда. С одной стороны, он не имеет движущихся частей, но высокие нагрузки при эксплуатации и прямая связь жизни между прочности и человека и надёжности обода разрешают сказать, что это один из наиболее значимых элементов байка.

Велосипед для чайников с Антоном Степановым #18 — про сборные колеса (вилсеты)

Темы которые будут Вам интересны:

Источник: http://best-of-moto.ru/kak-podbirat-oboda-na-velosiped/

7 вещей, на которые нужно обратить внимание при покупке новых колес

Существует масса способов улучшения велосипеда, но если выбирать наиболее эффективный, то им, конечно же, будет покупка новой пары колес. Проблема заключается лишь в том, что сегодня на рынке представлено слишком много различных вариантов, и это затрудняет поиск лучшего предложения по соотношению цена/качество.

По теме: Как выбрать подходящий размер колес для горного велосипеда

К счастью, мы можем вам немного помочь. Ниже приведены 7 моментов, на которые нужно обязательно обратить внимание при выборе качественных современных колес.

1. Ширина обода

Zipp 404 Firecrest

Одной из наиболее важных характеристик, на которые нужно обратить внимание при выборе новых колес, является ширина обода. На сегодняшний день наблюдается четкая тенденция к увеличению этого значения, поэтому выбирайте колеса с ободом не менее 17 мм.

Широкие колеса обладают двумя основными преимуществами. Во-первых, они сделают процесс езды более комфортным. Широкий обод в сочетании с соответствующей покрышкой позволяет вместить больше воздуха, повышая уровень амортизации на маршрутах с неровным покрытием.

Vision TriMax 30

Во-вторых, они более аэродинамичны.

Большинство велосипедистов сейчас перешли на 23 мм и 25 мм (а некоторые и вовсе на 28 мм) покрышки, но если ставить их на более узкий обод, то профиль покрышки будет больше профиля обода, снижая аэродинамические показатели. А вот если обод и покрышка обладают одинаковой шириной, обтекание колеса воздушным потоком при движении становится гораздо более плавным.

2. Обода для бескамерных покрышек

Campagnolo Zonda

Если на горных велосипедах бескамерные покрышки используются уже давно, то на шоссейники эта тенденция распространяется довольно медленно. Лишь в последние пару лет наиболее предприимчивые велосипедисты начали осознавать все прелести системы, которая значительно снижает шансы просиживать на обочине с пробитой камерой.

Shimano RS610

Да, обычные колеса можно переделать под бескамерные покрышки, но гораздо лучше купить изначально созданную для этого модель. Цена будет немного выше, но даже если вы прямо сейчас не собираетесь переходить на бескамерную систему, сделать такую инвестицию на будущее, безусловно, имеет смысл.

>> По теме: Как снять бескамерные шины с велосипедного колеса?

3. Аэродинамические спицы

Shimano RS11

Если еще несколько лет назад такими спицами оснащались только немногочисленные аэродинамические колеса, то сегодня они установлены уже на подавляющем большинстве моделей.

Одной из главных причин популяризации аэродинамических спиц стало то, что обходятся они ровным счетом во столько же, во сколько и обычные круглые спицы, но обеспечивают определенные преимущества, особенно на прямых участках пути.

Fulcrum Racing Quattro LG

Но есть и другие преимущества. К примеру, аэродинамические спицы используются, в том числе, на горных велосипедах (где аэродинамика не играет особой роли) исключительно из-за того, что при той же прочности обеспечивают большую жесткость при разгоне и торможении.

Не пропустите: Зимние шины для горных велосипедов – пятерка лучших

4. Совместимость осей

Если вы покупаете пару колес под дисковый тормоз, обратите особое внимание на ось. Дело в том, что производители колес и рам все еще не сошлись на каком-то едином стандарте для шоссейных велосипедов. Кто-то до сих пор ставит эксцентрики, другие же выбирают какой-то из многочисленных стандартов сквозной оси.

В общем, первым делом при покупке колес с дисковыми тормозами необходимо убедиться в их совместимости с осями вашего велосипеда. После этого проверьте наличие в комплекте адаптеров для установки на другие типы осей. К сожалению, один из законов Мерфи гласит: как только вы определились со стандартом, производители придумывают новый.

Zipp 303 Clincher

Mavic Ksyrium Pro

5. Лучшая поверхность для торможения

Иногда у людей возникает соблазн растянуть бюджет и прикупить к карбоновым колесам еще и карбоновые тормоза. Спору нет, выглядеть все это будет очень круто, но далеко не факт, что такое сочетание станет оптимальным выбором для вашего типа езды. Зачастую алюминиевая тормозная поверхность оказывается более приемлемым вариантом.

У алюминия есть 2 преимущества перед карбоном. Во-первых, если вы собираетесь брать велосипед в горы, то это предполагает затяжные технические спуски. Так вот, нервное дерганье ручек тормоза в процессе таких спусков может привести к накоплению в карбоне нагрузки от трения и отслоению тормозной поверхности.

Во-вторых, алюминиевые поверхности попросту обеспечивают лучшее торможение, особенно в дождливую погоду. Поэтому, если ваш регион славится влажным климатом и частыми осадками, то для безопасности на спусках алюминиевый обод будет лучшим вариантом.

3T Accelero 40

Campagnolo Bullet Ultra

6. Ограничение по массе велосипедиста

Давайте говорить прямо: далеко не все мы можем похвастаться изящной худобой и строгим следованием диете. У большинства из нас все же есть лишний вес, а раз так, то и колеса нужно подбирать таким образом, чтобы надежно и безопасно чувствовать себя в седле.

Если вашу комплекцию можно назвать крупной, то крайне важно при покупке колес смотреть на наличие информации о максимальной нагрузке.

У обычных колес это ограничение составляет около 100 кг, но далеко не все производители наносят соответствующую маркировку. Как бы то ни было, перед покупкой обязательно узнайте у продавца или производителя данную информацию.

Да, как показывает опыт, еще одним эффективным способом компенсации большой массы велосипедиста является выбор колес с увеличенным количеством спиц.

Mavic Ksyrium

Kinesis Racelight

7. Удобство технического обслуживания

Если вы потратили все деньги на новый комплект колес, то явно предпочтете впоследствии обслуживать их самостоятельно вместо регулярных платных визитов к технику местного веломагазина.

Что ж, если так, то при покупке стоит обратить внимание на два момента. Во-первых, это наружные крепления спиц, позволяющие осуществлять регулировку без необходимости в демонтаже покрышки, камеры и ободной ленты. Во-вторых, постарайтесь найти колеса с глухими, а не насыпными подшипниками, поскольку первые гораздо легче обслуживать и заменять.

Fulcrum Racing Zero Carbon

Источник: https://cycleinfo.net/a/post/7-veshchey-na-kotorye-nuzhno-obratit-vnimanie-pri-pokupke-novykh-koles

Выбрать обода для велосипеда — Велобаджо

В сегодняшней статье я решил немного рассказать о том, какие бывают велосипедные обода, так как сам недавно сталкивался с проблемой подбора подходящего для своего велосипеда. А когда ты не владеешь нужной информацией, выбрать подходящие обода для велосипеда становится настоящей проблемой.

Уже давно ушла эра одностенных мягких ободов, которые гнулись об каждую кочку, и каждый велосипедист обязательно умел ровнять колеса. В наше время их делают из алюминия, но сама конструкция стала намного технологичней, и устойчивее к ударам. Итак, давайте посмотрим, какие бывают обода для велосипеда.

Диаметр. По сути, диаметр — это размер колеса. Самыми популярными являются размеры — 28″ и 26″. Первый используется для в шоссейных велосипедах и имеет стандартный размер покрышки. Под эти же покрышки можно использовать обод 29″. Второй же самый распостраненный тип используется для MTB. Также в наше время набирают популярность обода 36″ и 27,5″ размеров.

Профиль. Существует четыре основных профиля, два из которых уже почти не используются, но о них я тоже расскажу.

  • Высокий одностенный. Получил свое название из-за высоких боковых стенок. Его минусом является низкая удароустойчивость, поэтому их лучше использовать только на шоссейниках, а для MTB они не годятся.
  • Одностенный. То же самое, только с низкими стенками. Также очень мягкий и категорически не подходит для MTB.
  • Двухстенный. Помимо нижней стенки, на которой крепятся спицы выше есть ещё одна перегородка, которая делает конструкцию намного прочнее. Такие обода используются на многих MTB и являются наиболее распостраненными на сегодняшний день.
  • Трехстенные. Смысл такой же, как и в двухстенных, но только он имеет две дополнительные перегородки. Является очень крепким, что сказывается на цене. Не сильно распостранены, да и сильной потребности в них нет. Подойдут только если вы занимаетесь экстремальным велоспортом.

Количество спиц. Самыми распостраненными стандартами является воличество в 36, 32 и 28 спиц. Первые ставятся на туринги и прогулочные велосипеды, вторые на MTB, а последние — на шоссейники.

Также важной является такая функция, как пистонирование. Для тех, кто не знает, — это когда в место крепления спицы к ободу вставляется специальный стакан, предотвращающий вырывание спицы из обода при сильных нагрузках.

При выборе обода не стоит забывать, что он бывает сделан как под дисковый тормоз, так и под вибрайк. Так что если у вас стоят v-brake, то не стоит покупать обода по диск, сак как на них нет специальных канавок под тормоз.

Вот и все, теперь вы знаете, какие бывают обода для велосипеда, что позволит вам сделать правильный выбор.

  • http://www.velobike.com.ua/vybiraem-oboda-dlya-velosipeda/

Источник: http://velobajo.ru/bez-rubriki/vybrat-oboda-dlya-velosipeda.html

Выбор колес шоссейного велосипеда

Хорошие колёса для шоссейного велосипеда, при наличии качественной рамы, бесспорно, будут лучшим апгрейдом вашего стального коня.

Будучи средством, приводящим систему в действие, колеса должны иметь качественные и надежные втулки, высокую жесткость для точности траектории, должны держать высокое давление в шинах, обеспечивать качественное торможение, а также при всем этом иметь настолько легкий вес, насколько возможно.

Обновление до колесной пары, которая достигает именно этих свойств в более полной мере, может вдохнуть в ваш велосипед новую жизнь. Улучшения могут также включать большую скорость, более чувствительные тормоза или просто легкий вес – то, что помогает и в ускорении, и в замедлении.

Совет

Выбор новых колес может поставить покупателя в тупик, т.к. вариантов тысячи. Эта инструкция поможет вам узнать, на что обращать внимание при выборе колес, разбираться в разных характеристиках и понимать общие термины.

Анатомия колеса шоссейного велосипеда

•    Втулка – Колесо вращается вокруг втулки, расположенной в его оси. На заднем колесе присутствует механизм фрихаб (если только у вас не фикс), который позволяет байку катиться произвольно и ускоряться при надавливании на педали. Втулка включает в себя ось, которая является точкой крепления колеса к велосипеду.

•    Спицы – Отрезки проволоки или чего-то похожего, которые соединяют втулки с ободом. При выборе важно как количество спиц в колесе, так и материал из которого они изготовлены.
•    Пистоны – Спицы вдеваются в специальную гайку, называемую пистоном. Большинство колёс можно выпрямить, регулируя натяжение спиц через пистон.

•    Обод – обод держит шину и обеспечивает тормозную поверхность на велосипедах с ободными тормозами.

Какой тип шоссейных колёс нужно покупать?

Сейчас, когда шоссейные велосипеды получают назначение в соответствии с их использованием (гоночные, эндуренс, аэро, туристические и т.д.), колеса для них подразделяют на такие же категории. Зная предпочитаемый вами тип езды и ваши предпочтения в отношении колес, можно упростить ваш выбор и сэкономить время.

Колеса для подъемов

Вес вращающегося колеса особенно сильно ощущается на подъеме, поэтому обычно для этих целей колеса делают легковесными. Такие колеса зачастую имеют узкопрофильные обода и небольшое количество спиц.

Читайте также:  4 главных преимущества велосипеда перед машиной

При весе до 1,5 кг и без претензий на аэродинамику колесо можно отводить в категорию «для подъема». Если бюджет не ограничен, вес суперлегкого сета колёс должен варьироваться между 900 г и 1300 г.

Аэродинамические колёса

Аэродинамические колёса быстро набрали популярность среди тех, кто стремится к так скажем «профессиональному виду». Для них характерны обычно более глубокие обода с глубиной от 30 мм.

В последние годы аэродизайн усовершенствовался, и колёса средней глубины теперь, как и модели с более глубоким ободом также гарантируют баланс между низким весом, качеством езды и возможностями лучшего исполнения в езде против ветра.

Аэродинамические обода часто изготавливают из карбонового волокна, чтобы обеспечить их легкость. Однако, бюджетный вариант, скорее всего будет из алюминия, и поэтому будет тяжелее.

Аэродинамические колёса с глубоким ободом

Когда приоритетом становится скорость, 50-мм (или более) обода прорезают воздух с меньшей турбулентностью.

Обратите внимание

Однако, дополнительная глубина может стать причиной проблем при езде на высокой скорости против ветра, а также часто влечёт за собой дополнительный вес, и поэтому колёса с ободами средней глубины становятся популярным компромиссом, если речь не идёт о тайм триалах или скоростных спринтах.

Те, кто катаются на глубоких аэродинамичных колесах, чаще всего имеют набор тренировочных колёс для повседневного использования, вне самих гонок.

Тренировочные колёса

Если для гоночных колёс приоритетом являются скорость и легкий вес, то тренировочные или «повседневные» колёса должны быть прочными и способными принять на себя удар.

Поскольку обода имеют свойство изнашиваться со временем от трения тормозов, лучшим вариантом станут тренировочные колёса из сплава. Стандартные наборы колёс, в которых замена спиц и ободов относительно недороги – станут хорошим выбором. Основные бренды предлагают бюджетные варианты колёс довольно прочных и с недорогими сменными комплектующими.

Для такого типа колес ожидается, что их вес, при довольно приемлемой цене, будет 1,5 – 1,8 кг. Бюджетный набор будет уже весить 1,9 кг и выше.

Колёса для туристического велосипеда

Езда по бездорожью и лесным тропкам, набирающая все большую популярность, сопровождается похожими требованиями к наборам колёс. Колёса должны быть просты в обслуживании и достаточно прочны. Для таких целей лучшим выбором станут колёса с большим количеством спиц (28-32).

Какой тип покрышек подойдет моим колёсам?

Существует три типа покрышек для шоссейных велосипедов, и каждый из них требует определённого специфического обода.

Клинчерные покрышки

Термин 'clincher' относится к стандартным покрышкам, которые используют отдельную внутреннюю камеру для удержания воздуха. Это наиболее часто встречающийся тип колёс для шоссейного велосипеда. В общем, если тип покрышки не указан, то можно считать, что это клинчерные.

Трубчатые покрышки

Трубчатые покрышки не представляют из себя никакого новшества. Они также используют внутреннюю трубку, интегрированную в саму покрышку, которая в дальнейшем приклеивается к ободу. 

Поэтому очевидно, почему трубчатые покрышки лучшие для гонок. Хотя они остаются стандартом в профессиональных гонках, уже не так много велосипедистов могут запросто (или относительно просто) поменять их при внезапном проколе на дороге.

Бескамерные покрышки

Важно

Бескамерные обода – еще одна инновация, приобретающая все больше статус общеупотребимых.

Бескамерная технология хорошо укрепилась в горном велоспорте, в том числе среди многих известных велосипедных брендов.

Бескамерная покрышка – это воздухонепроницаемая клинчерная система без какой-либо внутренней камеры.

Материалы ободов шоссейных колёс

Современные шоссейные обода изготавливаются из двух материалов: карбоновое волокно или алюминий. Алюминий обычно используют в бюджетных и недорогих колесах. Карбоновое волокно стало стандартом для профессиональных гоночных колес, в которых абсолютным преимуществом является  жесткость и легкость.

Алюминий по-прежнему задаёт стандарты для торможения, хотя карбоновые обода все время достигают успеха в этой области.

Диаметр шоссейных колёс

Стандартный размер обода шоссейного велосипеда 700с, что обозначает приблизительно взятые замеры диаметра колёса вместе со вставленной покрышкой. Редко когда современные шоссейники выходят за рамки этого размера колеса.

Если вы вблизи рассмотрите покрышку шоссейного велосипеда, вы увидите цифры, например, 23-622 или 25-622. Это международный стандарт размеров покрышек, первые цифры которого обозначают ширину покрышки(23с, 25с), а вторые – в данном случае 622 – это диаметр по кромке покрышки (BSD), созданный для сочетания с оболами 700с.

Ширина обода шоссейного велосипеда

Хотя 622мм – промышленный стандарт диаметра покрышки, в ширине обода такого стандарта нет. В последнее время наблюдается тенденция в сторону более широких ободов, т.к.

Совет

они позволяют использовать более объемные шины и более жесткие колёса, что в свою очередь обеспечивает более комфортную езду, улучшенный контроль, более низкое сопротивление в движении и возможность более активной езды в целом.

Для гоночных велосипедов более широкие обода становятся и более аэродинамичными.

Вводит в заблуждение то, что некоторые бренды берут за основу ширину внешней стороны обода, а другие – внутренней. Если считать по внутренней стороне, ширина до 14 мм считается очень узкой, а 19 мм и больше – широкой, а все, что между 14 и 19 мм – подходит под размер покрышек 23-25с.

Размеры оси

Если ваш велосипед был выпущен в последние 20 лет и у него ободные тормоза, скорее всего ширина задней оси эксцентрика будет 130 мм (указывается 130mm QR или 130x9mm), и 100 мм (100 QR, или 100x9mm) передняя.

Однако, появление дисковых тормозов спутало все карты, и теперь для велосипеда с дисковыми тормозами существует множество стандартов, многие из которых заимствуются от горного велосипеда. Чтобы уточнить, какие стандарты используются на вашей модели, лучше узнавать это у производителя вашего велосипеда.

Совместимость трансмиссии с фрихабом

Расположенный на правой стороне задней втулки, именно фрихаб держит кассету трансмиссии и позволяет управлять задним колесом. Хотя вопросы совместимости большинства 11-скоростных кассет остались в прошлом, нужно быть осторожным в вопросе совместимости бренда задней втулки с брендом вашей кассеты.

Фрихабы Shimano

Эта шлицевая система не менялась на протяжении 20 лет, за исключением 11-скоростной с более широкой задней втулкой. Последние совместимые с Shimano 11-скоростные колёса включают фрихаб для использования с 8-, 9- или 10-скоростной кассетами.

Если у вас 11-скоростная трансмиссия, вам следует убедиться, что колёса совместимы с ней.

Можно купить кассету, которая позволяет использовать 11-скоростную трансмиссию с 10-скоростными колёсами. Такая возможность есть у Token, Edco и другие. Просто знайте, что они вообще более дорогостоящие.

Обратите внимание

Убедитесь, что фрихаб соответствует вашей трансмиссии – играют значение количество звёзд и бренд. Например, Shimano на 10-скоростных колесах 2011-го года. Им подходила только более узкая 10-скоростная втулка с более высокими шлицами.

Кассеты SRAM используют шлицевую систему Shimano, поэтому они вполне взаимозаменяемы. Исключение здесь составляет новый специфический 1х11 XD-Driver от SRAM, у которого есть свои особенные стандарты.

Фрихаб Campagnolo

Диаметр втулки и шлицов фрихабов Compagnolo очень отличаются от этих элементов у Shimano/SRAM. Если у вас система звезд Campagnolo, убедитесь, что ваш фрихаб соответствует ей.

Дизайн и долговечность задних втулок

Внутренние механизмы втулок очень сильно варьируются от бренда к бренду и, как и любой механизм, требует использования определенных смазочных материалов и обслуживания вообще.

Более дорогие дизайны позволяют делать менее дорогостоящее обслуживание механизма и иметь лишь небольшое количество незамысловатых инструментов.

Некоторые более дешевые дизайны не всегда предусматривают дешевое обслуживание, в то время как определенные бренды (как Shimano) рекомендуют при износе выполнять замену всей втулки полностью.

Тормозные системы шоссейных колес

Ободные тормоза долгое время были стандартными для шоссейников. Но, как указывалось выше, дисковые системы тормозов, технологии, предпочтенные автомобилями, мотоциклами и горными велосипедами, быстро становятся популярными среди шоссейных велогонщиков.

И хотя большинство колес все еще проектируются под ободные тормоза, как вариант вы можете выбрать дисковые тормоза.

Колеса шоссейника с ободными тормозами

Важно

Многие колеса шоссейных велосипедов все еще проектируются под ободные тормоза, т.е. обода предусматривают устойчивую тормозную поверхность.

По прошествии времени и постоянном использовании тормозов в грязную погоду износятся не только тормозные колодки, но и сами обода. Износ тормозной дорожки может стать опасным, т.к.

при высоком давлении шоссейных шин обод может треснуть и порваться. Проверяйте обод на наличие на его поверхности мелких ямочек и трещин – это показатели износа.

Когда они начинают исчезать, самое время менять обод или колесо.

Карбоновые обода обычно менее долговечны и не служат так долго и надежно, как алюминиевые обода – особенно в сырую погоду. Помните об этом, если собираетесь приобрести карбоновые колеса для повседневного использования.

Шоссейные колеса с дисковыми тормозами

Для колес с дисковыми тормозами характерно наличие хаба с креплением для дискового ротора.

Из-за большего веса эти роторы оказывают более сильное воздействие на колесо при торможении, поэтому в колесах с дисковыми тормозами количество спиц увеличено.

Последние дизайны колес под дисковый тормоз полностью устраняют поверхность для ободного торможения и модифицируют этот по традиции металический участок для снижения веса.

Дисковые тормоза быстро набирают популярность среди непрофессионалов. На фото шлицевая система Shimano Centerlock крепления ротора дискового тормоза. Еще одна система – шести-болтовое крепление.

Совет

При покупке колес с дисковыми тормозами стоит помнить, что существует два типа роторных креплений: Center Lock и 6-bolt. Center Lock – это шлицевая система от Shimano, которая при использовании адаптера может также использовать роторы 6-bolt. Хабы 6-bolt могут подходить только под роторы 6-bolt.

Спицы

Спицы соединяют втулку с ободом. Вообще, колеса с бОльшим количеством спиц прочнее и служат дольше, но они также и весят больше.

Обычно спицы изготавливают из кусочков нержавеющей стальной проволоки холодной ковки с добавлением нити. Некоторые высококачественные колеса могут иметь алюминиевые спицы, карбоно-волоконные или даже титановые.

Когда речь идет о качественном изготовлении колес, критичным вопросом является правильное натяжение спиц. Если сильно недотянуть, спицы могут раскрутиться, и постоянное сгибание приведет к поломке спиц или треснутым ободам. Если сильно перетянуть, то повышается риск, что обод треснет в месте крепления спицы.

Покупка шоссейных колес б/у

Колеса могут быть очень дорогостоящими, но всегда можно воспользоваться предложениями на рынке б/у товаров. Но также, как и при покупке велосипеда, при выборе колес, бывших в использовании, критически важно знать их историю использования и ремонта. Во-первых, необходимо проверить, не погнуто ли оно. Крутните его и посмотрите, не изгибается ли оно.

Также проверьте на наличие любых «отклонений» в профиле обода.
•    Обода – Проверьте на износ тормозную поверхность – она должна быть ровной и без каких-либо вогнутостей. Затем проверьте весь обод на наличие трещин, особенно вокруг спиц.
•    Спицы – убедитесь, что все спицы ровные и без вмятин и царапин.

Сожмите по две спицы вместе – каждая должна давать ощущение жесткости. Любое несоответствие – признак изогнутости обода, который удерживается в форме натяжением спиц.
•    Втулки – Подшипники должны крутиться свободно, без перескакиваний или щелчков. Фрихаб должен продолжать вращаться, когда вы продолжаете вращать колесо.

Дважды проверьте соответствие фрихаба системе звезд (как упоминалась выше).

Источник: http://veloclub.su/stati/komplektuyushchie/item/1526

Ссылка на основную публикацию