Задний переключатель скоростей велосипеда

Принцип работы заднего переключателя скоростей

ПодробностиПросмотров: 52250

  У заднего переключателя скоростей есть две основных задачи — перекидка цепи по задним звездам и натяжение цепи. Современный вид заднего переключателя скоростей был изобретен в 1950 году известным итальянским велосипедистом Туллио Кампаньоло.

   Также читайте статью о настройке заднего переключателя.

 

 

 

  Задний переключатель скоростей — это параллелограммный механизм с мощной пружиной, который перемещает вдоль оси кассеты рамку («лапку») с закрепленными роликами.

Переключатель скоростей устанавливается на «петух» при помощи полого болта и может качаться вверх-вниз для поддержания постоянного расстояния от направляющего ролика до звезд кассеты.

Переключение передач в одну сторону осуществляется посредством натяжения тросового, гидравлического или электрического приводов. В обратную сторону переключатель перемещается под натяжением пропущенной через него цепи.

  Переключение скоростей возможно только при кручении педалей вперед. Переключая скорости старайтесь уменьшить нагрузку на педали, хотя переключение возможно и при большой нагрузке это нежелательно, так как может привести к ускоренному износу или поломке деталей переключателя.

Материалы

  От материала из которого изготовлен задний переключатель скоростей велосипеда зависит его прочность, долговечность и стоимость. По материалам изготовления переключатели можно разделить на следующие категории:

  • Сталь применяют при изготовлении задних переключателей самого низкого уровня. Такие переключатели обычно самые дешевые, но и самые недолговечные.
  • Алюминиевые сплавы применяются в задних переключателях среднего уровня. Некоторые детали у таких переключателей могут изготовляться из стали (регулировочные болты, возвратная пружина, одна из щечек рамки).
  • Самые прочные и дорогие переключатели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.

Ролики

  У задних переключателей скоростей велосипеда есть два пластиковых ролика: направляющий (верхний) и натяжительный (нижний). На некоторых моделях задних переключателей эти ролики не взаимозаменяемы между собой.

Также есть разница между роликами разных производителей и разных моделей переключателей одного производителя. Ролики устанавливаются на подшипниках скольжения или качения и являются расходными материалами. Они изнашиваются быстрее самого переключателя, разбалтываются подшипники и стачиваются зубья.

В этом случае их следует заменить на новые, иначе четкость переключения передач пропадет.

Различия задних переключателей скоростей велосипеда

  При возникновении необходимости поменять задний переключатель скоростей возникает вопрос об их совместимости, так как существуют модели переключателей которые имеют до шести и более разновидностей, различных по конструкции.

  В первую очередь отметим, что задние переключатели на 7-9 звезд взаимозаменяемы, следовательно можно использовать переключатель с 9-ти звездной кассеты на 7-ми звездной. А вот горные переключатели на 10 скоростей, как правило, не совместимы с кассетами на 9 звезд и менее.

Длина рамки заднего переключателя скоростей

  Существуют три стандартных длины рамки, определяющие такой показатель как «емкость переключателя» — диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель скоростей. Большая длина рамки позволяет выбрать переключателю больший провис цепи — большую «емкость».

  Если выразить по другому, то «емкость переключателя скоростей» — это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость заднего переключателя скоростей вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.

  Если установить переключатель скоростей у которого рамка короче чем требуется, тогда цепь будет слабо натянута на передней маленькой и задней маленькой звездах (если длина цепи подобрана правильно).

Обратите внимание

  Если установить задний переключатель скоростей со слишком длинной рамкой, это не повлияет на работу переключателя, однако увеличится вес и появится риск задеть рамкой переключателя какое-либо препятствие. Некоторые велосипедисты специально подбирают более короткую рамку, чтобы исключить задевание препятствия, но есть ли в этом смысл пока не ясно.

  Точные значения емкости задних переключателей скоростей Вы найдете в каталогах производителей, но мы укажем примерное правило выбора длины рамки:

  • короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
  • средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
  • длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.

Направление действия пружины

  Самая распространенная конструкция задних переключателей скоростей (top normal), та в которой на большие звезды цепь затягивается тросиком (усилием велосипедиста), а в обратном направлении цепь стягивается пружиной. Так устроены все шоссейные переключатели, переключатели фирмы SRAM и большая часть горных переключателей фирмы Shimano.

  В 2003 году компания Shimano выпустила задний переключатель с «перевернутой» конструкцией (Rapid Rise или low normal). При такой конструкции велосипедист посредством тросика сбрасывает цепь на малые звезды, а на большие она затягивается пружиной.

Единственный плюс такого переключателя в том, что на обычных манетках меньшие цифры соответствуют меньшим звездочкам и понижение/повышение передач на  обеих манетках происходит одинаково. Это может быть удобно для освоения новичками.

Основной минус в том, что у такой конструкции меньшая грязеустойчивость.

Передаточное отношение привода переключателя скоростей

  Передаточное отношение привода переключателя — отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса.

Shimano использует в своих манетках и задних переключателях скоростей схему 2:1, SRAM — 1:1, именно поэтому задние переключатели этих фирм не взаимозаменяемы (хотя компания SRAM выпускает некоторые манетки совместимые с переключателями скоростей Shimano).

Хотя инженеры SRAM и утверждают, что их система 1:1 обеспечивает более четкую работу в сложных условиях и при загрязнении тросиков, практического подтверждения этого замечено не было. А по мнению велосипедистов переключатели SRAM работают более жестко чем Shimano.

  В настоящее время ситуация еще более осложнена появлением десятискоростных трансмиссий от Shimano и SRAM.

Ни та, ни другая не совместимы с 9-скоростными аналогами той же фирмы, но при этом 9-скоростная трансмиссия SRAM совместима с 10-скоростной горной Shimano Dyna-Sys.

Однако шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели от Shimano все еще рассчитаны под классический ход троса (2:1), поэтому в природе существуют «гибридные» манетки под прямой руль на 10 скоростей, совместимые с классическими переключателями (R-серия).

Подвод тросика к заднему переключателю скоростей

  Этот показатель определяется способом присоединения рубашки тросика к переключателю. Существуют два способа:

  • традиционная подводка тросика — тросик соединяется с переключателем сзади, при этом описывает петлю вокруг дропаута (кронштейн на раме для крепления колес).
  • прямая подводка тросика —  тросик подсоединен к переключателю сверху. При этом тросик проложен по кратчайшему пути.

  Прямая подводка тросика значительно лучше традиционной, при ней нет изгиба тросика, а следовательно пропадает шанс зацепиться ей за какое-либо препятствие, а так же экономится вес.

  Изначально задние переключатели с прямой подводкой выпускала только компания SRAM, а у Shimano были переключатели с традиционной подводкой.

Для того, чтобы подвести к традиционному переключателю тросик напрямую можно использовать специальное устройство «avid rollamajig», которое доводило тросик под нужный угол.

В новых моделях переключателей Shimano используют прямой способ подводки.

Технология Shadow

  Эта технология была разработана и запатентована компанией Shimano. Она позволяет уменьшить выступ механизма вбок при езде на маленьких звездочках. По заявлению компании это позволяет уменьшить возможность повреждения заднего переключателя скоростей или петуха при падении на бок. Так же у таких переключателей используется более прямой подвод тросика.

Крепление на ось втулки

  Существуют задние переключатели скоростей которые крепятся к оси втулки, в отличии от обычных переключателей которые устанавливаются на петух.

Такой способ крепления используется в экстремальных дисциплинах, с учетом усиленной конструкции оборудования они более устойчивы к ударам, которые на обычном велосипеде вызвали бы поломку петуха.

Минусом таких переключателей можно назвать большой вес, а также то, что при поломке такого переключателя часто придется менять и втулку.

Источник: http://velosreda.ru/zadnij-pereklyuchatel-skorostej-velosipeda

Задние переключатели Shimano для горных велосипедов

У Shimano существует, по большому счету, три линейки компонентов: шоссейные, горные и экстремальные, комфортные. К последним относятся в основном планетарные втулки, но речь сейчас не о них. В этой статье будет рассказано о задних переключателях для МТБ.

Начнем с горной линейки. Для простоты ориентирования Shimano разделила линейки компонентов названиями, поэтому при покупке вам будет не сложно сориентироваться в общих чертах. Начнем ранжировать по возрастанию.

Shimano No-Name (Шимано Ноунейм)

Данная линейка включает в себя самые дешевые компоненты, которые не дотягивают даже до уровня tourney. Как правило, такие переключатели можно найти на крайне дешевых китайских велосипедах, называемых в простонародье «ашанбайки».

Ни один серьезный бренд такие переключатели уже лет десять точно не ставит. Отсюда и все вытекающие – откровенно плохая точность переключения, скорость и надежность.

Единственный плюс, да и то сомнительный – стоит такой переключатель копейки.

Shimano Tourney (Шимано Турней)

Это низшая линейка «брендовых» переключателей Shimano.

Найти их можно повсеместно на дорожных велосипедах, часто на круизерах и складных, а так же многие производители любят ставить их на велогибриды (электровелосипеды).

Ну и бюджетные МТБ этот переключатель не обошел стороной. Как правило он стоит в комплекте с ободными тормозами. Tourney рассчитан на работу с кассетой 6-7 звезд (8 звезд с 2014 года).

Плюсы: он все еще дешев и работает лучше линейки No-Name.

Минусы: не любит грязи, требует постоянной подстройки и самостоятельно переключает скорости во время сильной тряски, а так же бьет цепью по нижнему перу рамы.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano A050.

Shimano Altus (Шимано Альтус)

Ни рыба ни мясо. Самая спорная линейка переключателей на мой взгляд.

По скорости и точности переключения они не шибко лучше Tourney, я бы сказал, что одно из немногих отличий это возможность использовать современные модели на кассете с 8 звездами (9 звезд начиная с 2012 года).

Главное отличие от Tourney это большая долговечность, за небольшие деньги. Хороший вариант для тех, кто катается нечасто, недолго и недалеко.

Плюсы: небольшая цена, приемлемая долговечность.

Минусы: низкая точность и невысокая надежность, цепь все еще скачет по звездочкам от тряски и бьет по нижнему перу рамы.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano 2300.

Shimano Acera (Шимано Асера)

На мой взгляд, это первая линейка переключателей, которые можно использовать в велопоходах. Естественно не длительных и не сложных, но вот ПВД по равнине эти переключатели уже потянут.

Плюсы: самый средний уровень, идеальный баланс между ценой, качеством и точностью.

Минусы: цепь все еще бьет по перу, хотя уже практически не скачет по звездам от тряски.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Claris.

Shimano Alivio (Шимано Аливио)

Данная линейка уже подходит для довольно серьезных походов, и любительских соревнований, но при этом цепь все еще бьет по нижнему перу на ухабах. Этакая тонкая грань перехода между любительским уровнем и профессиональным.

Качество переключения уже достаточно быстрое и точное, плюс работа с кассетами 8-9 звезд. Надежность у него так же приемлемая, но все же эта «грань» чувствуется и переходность ощущается.

Alivio оптимальна для тех, кто нацелен на частое, не агрессивное катание при любой погоде, без регулярной подстройки переключателя.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Sora.

Читайте также:  Как самостоятельно разобрать велосипед

Shimano Deore (Шимано Деор)

Данная линейка уже относится к начальной профессиональной. Идеальное соотношение цена-качество. В среде велотуристов так же считается самым лучшим вариантом. Если вы не настроены на высокие спортивные результаты или не занимаетесь «гравити» дисциплинами, то переключатели уровнем выше Deore вам уже не нужны.

Скорость переключения быстрая, точность переключения хорошая, износостойкость высокая. Deore это тот переключатель, который при не экстремальном катании нужно подстраивать раз в пару лет, при смене тросика. Начиная с линейки Deore, в задних переключателях появляются две технологии Shadow и Shadow Plus (Shadow+).

Что это такое будет рассказано в отдельной статье.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Tiagra.

Shimano Deore LX/SLX (Шимано Деор ЛХ/СЛХ)

Тут идет двойное разделение. С 2009 года Deore LX позиционируется как туристическая группа оборудования. А SLX уже нацелен на гонки.

Deore LX – тут сделан акцент на надежность и износостойкость в ущерб весу. Самый идеальный вариант для туристов, цена завышена, но надежность на высоте.

SLX – тут акцент сделан на гонки. Вес меньше, пружина жесткости лучше, точность и скорость переключения на соответствующем уровне.

Важно

Данные переключатели уже нельзя отнести к бюджетным. Для простых покатушек они явно не нужны. А вот тем, кто понимает, за что платит, но не готов (или не может) тратить деньги на топовые переключатели Shimano, стоит присмотреться к ним. В зависимости от того велотурист вы или гонщик, выбирать нужно соответствующую линейку.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano 105.

Shimano Deore XT (Шимано Деор ХТ)

Оборудование класса люкс. «Почти топ», но не совсем. Новые разработки доходят сюда немного с «опозданием». «Почти топ» заключается во всем – скорости, точности, весе, надежности…цене… А дальше решать вам.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Ultegra.

Shimano XTR/XTR Di-2 (Шимано ХТР)

Топовое оборудование, предназначенное для гонок. Все технологии максимально инновационные. Точность, скорость и вес максимально допустимые на данный момент, все новые разработки обкатываются именно на этой группе. Предназначено для профессиональных спортсменов. Одно из последних нововведений в этой группе – электронное переключение передач Di-2.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Dura-Ace/Dura-Ace Di-2.

Горная линейка закончилась, теперь рассмотрим линейку экстремальных переключателей, она небольшая.

Shimano Hone/Zee (Шимано Хоне/Зи)

Это, по сути, один и тот же уровень переключателя. До 2008 года он выходил под именем Hone, сейчас выходит под именем Zee.

Низший уровень переключателей, рассчитанный на применение в экстремальных дисциплинах, например в «гравити»: Down Hill, Free Ride, Dirt и пр. Но пусть вас не смущает слово «низший», так как по уровню переключатель стоит между Shimano Deore LX/SLX и Shimano Deore XT. Точный, быстрый, надежный, с акцентом на ударопрочность и высокие нагрузки при тряске.

Shimano Saint (Шимано Сэинт)

Экстремальный уровень переключателя, рассчитанный на самый высокие нагрузки, которые могут возникнуть при прыжках и трясках, как на склонах горы так и рампе. Данный переключатель относится к топовому уровню переключателей и сравним по уровню с Shimano XTR, но рассчитанный на применение в «гравити» дисциплинах. Ну и цена соответствующая.

Итоги

А нужно ли тут что-то обобщать? По моему, нет. Выбор переключателя это индивидуальное дело каждого, зависящее от потребностей и финансовой возможности. Не забудьте ознакомиться с линейкой переключателей SRAM — главного конкурента Shimano.

Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов

Источник: http://outdoortime.info/archives/2350

Трансмиссия MTB: какие переключатели скоростей на велосипеде лучше в эксплуатации

Современная компоновка трансмиссии, будь то шоссейного или горного велосипеда, берет свое начало в середине в 20 века. В 1950-х итальянец Туллио Компаньоло изобрел весьма удобное средство переброса цепи по звездам задней кассеты – задний дерейлер. Со временем появился и передний.

Выясняем, какие переключатели скоростей на горном велосипеде лучше из линейки Shimano

Алгоритм работы скоростного селектора весьма прост. Конструктивно оба устройства представляют собой рамку с параллелограммом. Давая команду на переключение перемещением ручки манетки, рамка сдвигается под действием натяжения троса или пружины (в случае ослабления тросика), перемещая тем самым цепь на другую звезду.

Интересуясь вопросом, какие переключатели скоростей на велосипеде лучше, следует иметь в виду, что существуют два крупных производителя трансмиссий для байков: Shimano и SRAM. Компоненты этих фирм используют 98% производителей веломашин.

Основное практическое отличие аналогичных компонентов Шимано и СРАМ – ход тросика, обеспечиваемый манеткой. Переключение на скорость выше/ниже означает перемещение троса на 2,5 мм у SRAM и 5 мм у Shimano.

Линейка дерейлеров Шимано представлена 8-ю группами.

  • Tourney. Узлы этой линейки относятся к компонентам начального уровня. Яркое преимущество – очень низкая цена. Сферу применения оборудования раскрывает рейтинг велосипедов: это прогулочные байки для движения исключительно по асфальту стоимостью до 20 тыс. р. Существенный минус – переключатели постоянно подлежат регулировке и при незначительном загрязнении вовсе перестают функционировать.
  • Altus. Линейка начального любительского уровня. Можно эксплуатировать по легкой пересеченной местности, не требуют столь частой подналадки, как Турней.
  • Acera. Компоненты средней любительской группы. Подходят для условий использования легкий грунт/асфальт в пропорции 50/50. Частота подстроек заметно меньше, нежели у Альтуса.
  • Alivio. Линейка, являющаяся промежуточной между любительским и профессиональным уровнями. Надежны, неприхотливы, весьма длительное время «держат» заданные пользователем регулировки. Особой популярностью компоненты пользуются у велотуристов. Весьма посредственно работает в загрязненном состоянии.
  • Deore. Формально – начальный профессиональный уровень. Многие катальцы в теме, какие лучше переключатели скоростей на горном велосипеде, однозначно рекомендуют Деор и Аливио. На деле – у Deore частота подналадки идентична Alivio при меньшем весе и более высокой цене. Область использования – любительские тренировки по сложным грунтам.
  • Deore SLX и XT. Заметно более легкое и надежное оборудование класса профи, нежели простой Деор. Предназначение – езда по сложной пересеченной местности. Загрязненные коммутаторы этого уровня весьма четко продолжают перебрасывать передачи.
  • Deore XTR. Гоночная группа высшего класса. Еще легче, немного надежнее, чем SLX/XT при заметно более высокой цене. Используется в профессиональном спорте.

Определяемся, какие переключатели скоростей на горном велосипеде из линейки SRAM лучше в эксплуатации

Спектр оборудования СРАМ разбит на 7 групп.

  • X3/X4. Изделия любительского уровня, идентичные соответственно Shimano Altus/Acera.
  • X5. В линейке SRAM данная группа позиционируется как Alivio у Шимано: оборудование для продвинутых любителей и заядлых велотуристов. Отличительная особенность – превосходное соотношение цены и качества. Пользоваться инструкцией, как настроить задний переключатель, владельцам Х5 придется всего несколько раз в сезон – изделия долго сохраняет запрограммированные настройки, но умеренно работает в загрязненном состоянии.
  • X7. Компоненты начального профессионального уровня. Отимальная сфера применения – систематические тренировки и любительские гонки по сложной пересеченке.
  • X9/X0. Превосходные комплетующие для спортсменов, участвующих в профессиональных заездах по сверхсложной пересеченной местности. Забитые грязью дерейлеры продолжают превосходно переключать передачи. Цена высока, вес критически мал при сохранении высокой прочности изделия. Группы сопоставимы с Shimano XT/XTR.

Анализируя, какие переключатели скоростей на горном велосипеде лучше, стоит принять к сведению, что топовой линейкой в ассортименте компонентов SRAM является XX. Это оборудование признано лучшим в мире. Комплектующие СРАМ ХХ установлены на байках звезд велоспорта мирового класса.

Что в итоге?

Каждой сфере применения – соответствующая группа коммуникаторов. Именно так грамотно определяется лучший велопереключатель для горного велосипеда.

  • Для неспешных прогулок по парковой зоне беспроблемными окажутся Shimano Altus/SRAM X3.
  • Эксплуатация в щадящем любительском режиме 50% – плотные грунты/ 50% – асфальт будет умеренно неприхотливой в случае установки дерейлеров Шимано Acera/СРАМ Х4.
  • Shimano Alivio/SRAM X5 прописаны велотуристам и продвинутым велолюбителям для тренировок по средним грунтам. Такой переключатель скоростей на велосипеде практически не нуждается в ремонтах или подналадках.
  • Шимано Деор/СРАМ Х7 рекомендованы любителям потренироваться на сложной «пересеченке». Нередко находят свое применение в велотуризме.
  • Профессиональным спортсменам, участвующим в сложных заездах по бездорожью рекомендуются селекторы из линеек Shimano SLX/XT/XTR-SRAM X7/X0.
  • SRAM XX – лучшее оборудование в мире. Применяется на байках, готовящихся к ответственным соревнованиям мирового уровня.

Источник: https://autobann.su/lichshie-perekluchateli-skorostei-dlya-velosipeda.html

Задний переключатель для велосипеда

Материал подготовили: Клочков ОлегЛиповская Юлия

Одним из важнейших изобретений в области трансмиссии велосипеда стал задний переключатель итальянского велогонщика Тулио Компаньоло, появившийся в 1950 году на одном из его велосипедов. Именно данное изобретение позволило адаптировать мышечные усилия велосипедиста к постоянно меняющимся дорожным условиям.

В целом конструкция заднего переключателя достаточно непростая и обеспечивает выполнение двух функций:

  • перемещение цепи между звездами кассеты;
  • натяжение цепи при перебросе в порядке убывания зубьев звезд.

Конфигурация механизма переключения представляет собой параллелограмм с переменными углами, за счет изменения которых рамка с роликами перемещается параллельно оси кассеты, тем самым обеспечивая переброс цепи, а также по высоте, стабилизируя расстояние от ролика до рабочей звезды. Ролики, в большинстве случаев, не взаимозаменяемы. 

Наибольшее распространение получил тросовый привод переключателя, но встречаются еще гидравлические и электрические конструкции. В случае тросового привода, его натяжением осуществляется перемещение с меньших звезд на большие, а обратное движение — в результате естественного натяжения цепью.

Современные переключатели выполняются из различных материалов, результатом чего достигается необходимая прочность, весовые характеристики и стоимость. Наиболее дешевые переключатели представлены экземплярами из стали и имеют несколько недостатков:

  • большой вес;
  • невысокую прочность;
  • подверженность деформациям.

Такие модели используются чаще всего на велосипедах недорогого сегмента. Наиболее надежные, но более дорогие — переключатели из комбинации титана и карбона, в которых части, подверженные трению, выполняются из титана, а несущие конструкции, например, рамка — карбоновые. Самыми же востребованными стали конструкции из сплава алюминия, хотя и здесь не обходится без стальных деталей.

Переключатели отдельных производителей, а также различных типов одной фирмы конструктивно могут отличаться по следующим основным характеристикам.

Длина рамки. Она обеспечивает, так называемую, емкость переключателя.

Если не вдаваться в математику, то этот параметр характеризует передаточные отношения между системой ведущих звезд и кассетой, которые переключатель обеспечивает без перекосов цепи или ее провисания.

Например, при установке переключателя с более короткой рамкой, может оказаться, что при задействовании в работу самых маленьких звезд системы и кассеты, цепь будет иметь недостаточное натяжение.

Направление действия пружины, обеспечивающей переброс цепи, обратный перебросу с помощью тросового привода.

В случае перемещения цепи со звезды с меньшим количеством зубьев на большую с помощью троса, такая система носит название Top normal.

Если же переброс с помощью троса осуществляется со звезды с большим числом зубьев на звезду с меньшим, а обратное — пружиной, система носит название Low normal.

Схема передаточного отношения привода — перемещения троса к величине перемещения самого переключателя. Наиболее распространены передаточные отношения 2:1 (Shimano) и 1:1 (Sram). Вследствие этого переключатели данных производителей не взаимозаменяемы.

Кроме того, переключатели могут различаться по способу подвода троса, что обязательно следует учитывать при его замене.

Совет

Традиционно подвод осуществляется вокруг дропаута, однако существуют модели и с прямым подводом, благодаря чему они имеют меньший вес и исключается возможность зацепления петли из троса за препятствие.

Добавлением переходника Avid Rollamajig можно усовершенствовать традиционный переключатель до переключателя с прямым приводом.

Еще одно возможное различие — способ крепления. Производители предусматривают два:

  • традиционное крепление на «петух»;
  • крепление на ось втулки.
Читайте также:  Велосипеды с карданным приводом

Последний характеризуется большей устойчивостью к ударам, однако при поломке нередко приходится менять и разрушенную втулку. В первом случае ломается только «петух», стоимость которого значительно ниже.

Источник: https://by-bike.ru/ustroystvo-velosipeda/pereklyuchatel-skorostey/zadniy-pereklyuchatel

Какие бывают переключатели скоростей для велосипеда и какие лучше выбрать|Клуб велопутешественников

В первую очередь нелишним будет ответить на вопрос: «А для чего вообще на велосипеде предусмотрены механизмы выбора передач?».

Дело в том, что правильный выбор передачи позволяет варьировать частоту вращения педалей (каденс) и усилие на них для максимально эффективного распределения энергии. Происходит это за счет изменения передаточного соотношения между педалями и колесом.

  Например, при движении в крутую гору, необходимо выбрать передачу ниже: в этом случае усилие, необходимое для нажатия на педаль уменьшится, хотя число оборотов педалей, необходимых для того, чтобы заехать в подъем, возрастет.

Если же Вы наоборот съезжаете с крутой горы, то необходимо выбрать максимально высокую передачу, которая позволит Вам развить максимальную скорость. Именно для того, чтобы переключать передачи прямо на ходу, были придуманы различные виды переключателей.

Виды переключателей

Все велосипедные переключатели скоростей можно разделить на два основных вида:

  • механизмы внутреннего переключения передач;
  • механизмы внешнего переключения передач;
  • комбинированные механизмы.

Механизмы внутреннего переключения (планетарные втулки)

На велосипеде, оборудованном подобным видом переключателей, Вы не увидите привычные глазу кассеты со звездочками разных размеров и с разным числом зубьев и навесные переключатели. В итоге привод колеса имеет всего одну звездочку спереди, цепь и одну звезду сзади.

Как же тогда обеспечивается выбор передач? Дело в том, что весь механизм в этом случае находится внутри задней втулки.

Внешний вид планетарной втулки Строение планетарной втулки

В настоящее время выпускается довольно большое количество планетарных втулок с различным количеством передач (от 3 до 14).

Кроме того, подавляющее большинство планетарных втулок имеют встроенный тормоз. Наибольшее применение подобные механизмы переключения передач нашли на дорожных и прогулочных велосипедах, хотя иногда их можно встретить и на горных велосипедах.

Плюсами планетарных втулок являются:

  • стойкость к неблагоприятным дорожным и погодным условиям, вследствие того, что механизм переключения полностью находится в корпусе;
  • встроенный тормоз;
  • высокая надежность и долговечность;
  • возможность переключения передач, не вращая педали;
  • простота обслуживания.

Однако, у планетарных втулок есть и существенные минусы:

  • высокий вес;
  • сильное трение узлов, что усложняет движение;
  • ремонтонепригодность в походных условиях.

Механизмы внешнего переключения

Такие виды переключателей используются на велосипедах значительно чаще и уже привычны глазу. Для переключения передач в данном случае используется два переключателя: передний и задний.

  • Его задача заключается в перебрасывании цепи с одной передней звезды на другую. Принцип работы такого пререключателя весьма прост: через рамку, которая перемещается благодаря параллелограммному механизму, проходит цепь. При необходимости переключения эта рамка перемещается и принимает положение над соответствующей звездочкой, вследствие чего цепь также перескакивает на неё.
    Передний переключатель скоростей shimano deore XT

    Передние переключатели отличаются по нескольким параметрам, приведенным ниже.

    • Способ крепления к раме. Чаще всего используется крепление при помощи хомутов. Причем сами хомуты могут быть рассчитаны на различный диаметр подседельной трубы, что следует учитывать при покупке. Однако встречается способ крепления, при котором пластина, удерживающая переключатель, зажимается кареткой или картриджем для того, чтобы иметь возможность устанавливать переключатели на рамы с нестандартной геометрией.
    • Угол установки относительно рамы. В случае, если данный параметр выбран неверно, может возникнуть ситуация, при которой рамка переключателя задевает за раму велосипеда. При этом корректное переключение передач становится невозможным.
    • Способ крепления тросика. Тросик привода, в зависимости от способа крепления на раме велосипеда, может быть подведен к переключателю снизу или сверху.  Встречаются универсальные модели переключателей, которые рассчитаны на два способа подключения, однако есть и такие, которые рассчитаны только на один.

    В целом же, все передние переключатели обладают одним существенным недостатком: они практически не способны перебросить цепь с одной звезды на другую под нагрузкой (особенно с меньшей звезды на большую). Производители стараются решить данную проблему, вследствие чего появляются различные системы, использующие энергию вращения педалей для переключения. Однако они дороги и не очень эффективны.

  • Задача заднего переключателя мало чем отличается от задач переднего: перекидывать цепь с одной звезды на другую. Однако в отличии от переднего, где необходимо использовать до 3-х звезд, задние переключатели работают с кассетами до 9 звезд. Плюс ко всему, задний переключатель должен обеспечивать натяжение цепи, для чего служит специальная рамка.
    Задний переключатель скоростей shimano deore

    Задние переключатели характеризуются параметрами, приведенными ниже.

    • Тип велосипеда для которого переключатель предназначен. Например переключатели для шоссейных велосипедов невозможно установить на горные и наоборот.
    • Максимальный размер наибольшей звезды.
    • Шаг переключателя. Имеется ввиду относительное удлинение троса и соответствующее перемещение переключателя. Например оборудование Shimano и Sram по этому параметру несовместимо.
    • Ёмкость переключателя. То есть максимальная разница между размером наименьшей и наибольшей звёзд в кассете, при которой переключение осуществляется корректно.
    • Тип крепления. Переключатель может крепиться на велосипед при помощи съёмного и несъемного петуха (металлической пластины, прикрепленной с одной стороны к раме, с другой — к переключателю) или напрямую к раме.
    • Тип тяги. В переключателях с прямой тягой тросик переводит цепь на бОльшие звёзды, а возвратная пружина с бОльших на меньшие. В переключателях с обратной тягой всё происходит наоборот. Несмотря на то, что переключатели с обратной тягой появились позже переключателей с прямой, переключение они осуществляют менее качественно.

Преимуществами механизмов внешнего переключения являются:

  • малый вес;
  • простота конструкции;
  • отсутствие потерь энергии за счет трения внутренних механизмов;
  • низкая цена по сравнению с планетарными втулками;
  • большое количество передач.

К недостаткам же стоит отнести:

  • подверженность негативным погодным и дорожным условиям;
  • высокий износ цепи вследствие её неизбежного перекоса;
  • невозможность переключения передач на стоячем велосипеде;
  • необходимость часто обслуживать переключатель (очищать от грязи, настраивать и т.д.);
  • возможность поломки при падении.

Подобные устройства представляют собой гибрид планетарной втулки и классического механизма переключения.

Комбинированный переключатель скоростей SRAM Dual Drive

Как правило подобные устройства устанавливаются на городских велосипедах. Данный механизм обладает всеми минусами, характерными для механизмов внешнего и внутреннего переключения. Поэтому, скорее всего, широкого распространения подобные устройства не получат.

Источник: https://velootpusk.ru/art/equipment/20/198/

Мастерская по ремонту велосипедов

Автор: Калинеев Андрей.

Сжато: в этой статье команда Velopro.su расскажет вам о том, как улучшить точность переключения практически любого переключателя Shimano до уровня XTR (Dura Ace).

Прежде чем приступить к разговору о тюнинге задних переключателей, давайте выясним, от чего зависит точность переключения.

От чего зависит точность переключения скоростей на велосипеде

На современную втулку без проблем садится 8-, 9-, 10-скоростная кассета. У них одинаковый стандарт посадки. При дальнейшем развитии кассет на увеличение числа звезд также, вероятнее всего, будет применяться данный стандарт. Расстояние между самой большой и самой маленькой звездами в любой (8, 9, 10) кассете равно 35 мм.

В 8-скоростной кассете 7 шагов между звездочками от одной к другой, следовательно на один шаг приходится 5 мм. Именно на столько под кассетой смещается задний переключатель (см. рис.). Для 9ки шаг — 4,375, а для 10ки уже 3,89.

    Что же снижает точность переключения?

  1. поперечная гибкость цепи (параметр ухудшается с износом цепи);
  2. люфты переключателя;
  3. люфты подающего ролика переключателя;
  4. в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, например, плохо зафиксированый петух, но это редкость.

Также чем меньше шаг на одно переключение, тем больше будут сказываться эти негативные явления. Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться.

При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде. Погрешность 1 мм на шаг 5 мм — это ошибка 20%, а на шаг 3,89 мм уже 25,7%. Иногда влияние этих факторов таково, что вообще невозможно качественно настроить задний переключатель.

С люфтами переключателя ничего не поделать: со временем крепления разбалтываются и точность снижается (например, у Acera это происходит значительно быстрее, чем у Deore). Поперечную жесткость цепи тоже можно вернуть лишь с заменой цепи.

Остался подающий ролик переключателя. Бинго!

Тюнинг заднего переключателя велосипеда

На фотографии видно, что длина внутренней втулки больше, чем металлическая деталь ролика, в которую она вставляется. Из-за этого ролик получает дополнительный люфт, который вредит точности переключения. У XTR, Dura Ace такого люфта у роликов нет. В более низких группах переключателей почти всегда есть.

Для решения этой проблемы достаточно взять эту втулку, зажать в токарном станке и сточить лишнее. Подойдет и простая дрель. В таком случае втулка зажимается в патрон дрели. Дрель обеспечивает вращение, а стачивать можно, например, на точиле. Главное — не снять больше, чем нужно (тогда потребуется новая втулка).

Я предпочитаю оставлять длину втулки больше на 0,05 мм, чем длину металлической части ролика. Для проверки используется микрометр. Если у вас его нет, можно собирать время от времени ролик назад, завинчивать фиксирующий болт в переключатель (!) и проверять люфт. Болт создает значительное сжимающее усилие, поэтому обязательно проверять вместе с ним.

Обратите внимание

Однойвтулки вам хватит на долгие годы, ведь ее можно использовать с новыми роликами (продаются отдельно). Этот тюнинг можно проделать с любыми роликами, которые имеют подобную конструкцию. Мы уже много лет тестировали эту технологию в нашей веломастерской, каких-либо проблем не выявлено, только значительное улучшение качества переключения.

На фотографии справа ролик после тюнинга. Это ролик с велосипеда, на котором такой тюнинг был проведен год назад.

Бонус от Velopro.su: немного о роликах

Шимано выпускает целый ряд роликов, лучшими из которых по соотношению цена-качество являются ролики Deore, Deore SLX. При стоимости около 10$ за пару, они без проблем конкурируют с роликами XTR по точности при минимальном тюнинге.

Конечно, у роликов XT и более дорогих — керамические подшипники скольжения, но толку в этом нет: керамика дает высокую износостойкость подшипнику, но все равно зубцы ролика износятся так же, как и у ролика SLX, и потребуется замена. Подшипник скольжения в SLX, так же как и в XTR, живет намного дольше, чем его зубцы.

Более дешевые ролики не стоит брать, потому что диаметр у них больше, вследствие чего ниже точность переключения.

У переключателей остальных фирм подобные люфты иногда отсутствуют (либо они минимальны), однако там встречаются и другие нюансы, например: ролики могут быть значительно дороже, что накладывает отпечаток на кошелек владельца при длительной эксплуатации переключателя. Кроме того, у некоторых переключателей, например Sram X3, ролики несъемные, т.е. при их износе потребуется полная замена переключателя.

Кстати, если вы решите купить велосипед у нас, мы можем сделать на нем тюнинг заднего переключателя совершенно бесплатно! (не забудьте об этом напомнить при покупке).

Поясняющее видео к статье:

Сравнение работы переключателя до и после тюнинга:

Источник: http://velopro.su/statyi/Tuning-zadnego-perekluchatela.php

Настройка заднего переключателя велосипеда

Время от времени детали велосипеда изнашиваются и заменяются на новые. После ремонта и замены деталей очень часто требуется регулировка заднего переключателя скоростей. Чтобы это сделать правильно, не нужно обращаться к специалистам, поскольку его настройка проста даже для новичка.

Читайте также:  Замок для велосипеда: какой лучше, как выбрать, цена, производители, виды

На сегодняшний день рынок запчастей предлагает огромное количество моделей заднего переключателя скоростей для райдеров.

Важно

У них абсолютно разная ценовая категория и рассчитаны они как на дилетантов, так и на спортсменов профессионального уровня.

Несмотря на все различия, каждая из предлагаемых моделей имеет один и тот же принцип, по которому можно её настроить, и осуществляется эта настройка одними и теми же элементами:

  • крепёж в виде болта с гайкой, предназначенный для крепления троса;
  • полый регулировочный барабан, предназначенный для регулировки натяжения троса;
  • ограничитель, маркированный буквой L, функцией которого является регулировка низких передач (иначе говоря, больших звёздочек);
  • ограничитель с маркировкой H, функция которого — регулировка высоких передач (малых звёзд);
  • винт, регулирующий натяжку цепи.

У некоторых устаревших моделей заднего переключателя встречается отсутствие элементов для натяжения троса и цепи. Эти элементы перенесены на манетки руля, что позволяет настроить натяжение во время движения велосипеда.

Этапы настройки перебрасывателя

Прежде чем приступать к настройке заднего переключателя, для большего удобства рекомендуется приподнять хвостовую часть велосипеда и зафиксировать его в таком положении.

В подготовительный этап входит очистка основных элементов переключателя и звёздочек от грязи и прочих засоров. А также требуется установить цепь на среднюю переднюю и самую малую хвостовую звёздочки.

Освобождение троса

Нет надобности полностью снимать трос с велосипеда, его достаточно немного освободить от натяжения. Для этого следует закрутить болты натяжения заднего переключателя до самого упора, то же самое сделать на манетке. Затем аккуратно вытянуть трос.

Настройка предела хода на наименьшую звезду

Необходимо повернуть регулировочный винт с маркировкой H и установить задний переключатель скоростей таким образом, чтобы его направляющий ролик находился на одном уровне с наименьшей звёздочкой. Проверить, правильно ли сделана настройка, достаточно просто: при вращении колеса цепь не должна соскакивать и издавать посторонних шумов.

Трос необходимо натянуть и зафиксировать с помощью крепёжного болта. Если в держателе имеется специальная канавка для троса, его нужно вставить именно в неё, иначе трос будет передавливаться.

Далее, нужно отрегулировать натяжение троса с помощью соответствующего винта таким образом, чтобы перебрасыватель при нажатии на манетку без затруднений перескакивал с одной звёздочки на другую.

Стоит отметить, что если правильно настроить переход между двумя рядом стоящими звёздочками, благодаря индексной системе смены скоростей, настройка будет действовать и на остальные звёзды в кассете.

Настройка предела хода на наибольшую звезду

Чтобы регулировочный винт с маркировкой L не мешал переключателю скоростей, необходимо его ослабить.

Далее, вращая педали велосипеда, нужно перекинуть цепь на самую большую звёздочку хвостовой части байка.

Затем, регулируя винт L, нужно установить задний перебрасыватель скоростей в такое положение, при котором его направляющий ролик будет находиться на одном уровне с самой большой звёздочкой в кассете.

Отладка цепи

Регулировка натяжения цепи начинается с установки её на малую звезду спереди и большую звёздочку заднего колеса.

С помощью винта натяжения цепи нужно настроить зазор между верхним роликом натяжателя и звездой так, чтобы он составлял около 5 мм.

Далее, следует поменять позицию цепи, переведя её на малую звезду хвостовой части байка и большую переднюю звезду, и проверить, правильно ли сделана настройка натяжения при таком положении.

В заключительный этап входит проверка правильности настройки заднего переключения скоростей. Это можно сделать, прокатившись на велосипеде. Если настройки выполнены верно, при изменении скоростей не будет слышно треска цепи и она будет без затруднений переходить с одной звёздочки на другую.

Причины сбоя

Существует несколько причин сбоя правильной работы заднего переключателя скоростей:

  • Загрязнение или плохая смазка рубашки и троса. Чтобы этого избежать, нужно тщательно следить за чистотой элементов велосипеда.
  • Повреждение тросика. Такое часто случается из-за растяжения троса от сильной нагрузки. Чтобы решить эту проблему, необходимо заменить тросик на новый, желательно более качественный.
  • В велосипеде загнут петух (крепление к раме перебрасывателя). Если часто ездить через бордюры или брёвна, эта поломка просто неизбежна. Если такое случилось, не рекомендуется самостоятельно избавляться от этой неисправности, поскольку рамка весьма хрупкая. Можно обратиться к специалистам либо приобрести специальный инструмент.
  • Износ цепи и звёздочек. Такое часто случается, если при езде райдер постоянно пользуется запрещённым комбинированием передач.
  • Заклинивание роликов натяжателя цепи. Это происходит из-за отсутствия смазки.
  • Неисправность манетки на руле.

Содержание велосипеда и всех его элементов в чистоте, их смазка и постоянный осмотр, а также бережная эксплуатация двухколёсного друга позволят избежать многих проблем и продлить срок его службы.

  • на сайте
  • ВКонтакте

Источник: https://AktSport.ru/velosiped/nastroyka-zadnego-pereklyuchatelya.html

velo-travel.com |

Где купить качественный задний переключатель скоростей на велосипед? Вы можете найти их в интернет-магазине Trialzone.ru. Здесь вы найдете большой выбор задних переключателей самых лучших производителей, таких как Shimano и SRAM и другие

Выбирая задний переключатель на горный велосипед стоит понимать, что делая свой выбор в пользу эконом – моделей, вы выбираете более низкое качество детали.

В случае с этой деталью, такое решение может испортить вам катание и значительно снизить качество и быстроту срабатывания скоростей.

Совет

Чтобы работа переключателя была исправной, переключать скорости нужно только в движении, когда педали крутятся.

Переключатель велосипеда – это важная деталь, отвечающая за набор и сброс скорости, переброс и натяжение велосипедной цепи.

Какой переключатель выбрать?

Переключатели скоростей могут быть изготовлены из нескольких видов материалов:

  • Сталь – наименее долговечные, но и самые дешевые
  • Углепластик и титановая рама — самые прочные и износостойкие
  • Аллюминий – легкие, но наименее надежные

Покупая переключатель, не забудьте о совместимости, ведь кассета на 10 скоростей не совместим с другими, а все остальные могут заменять друг друга.

Также при выборе, нужно ориентироваться на длину рамки переключателя, ведь от этого параметра зависит емкость, а значит эффективная работа переключателя. Длина подбирается в зависимости от параметров вашего велосипеда и по рекомендациям производителя.

В каком интернет магазине лучше купить задний переключатель скоростей на велосипед?

Купить качественный переключатель на велосипед, вы можете в интернет-магазине Trialzone.ru.

Здесь вы найдете большой выбор переключателей от самых лучших производителей, и сможете подобрать деталь на свой велосипед по лучшей цене.

Выбрать переключатель, вы можете прямо из каталога переключателей на сайте или обратиться за консультацией к специалистам магазина по телефону. Свой заказ вы сможете забрать самостоятельно или получить с доставкой по всей России.

Сколько стоит задний переключатель велосипеда?

Цены на переключатели могут быть абсолютно разными в зависимости от фирмы-производителя и материалов, из которых изготовлена деталь.

Так, цена на самые бюджетные модели начинается от 350 рублей, а вот профессиональная деталь хорошего качества может стоить в районе 3500-5000 тысяч рублей. В каталоге сайта trialzone.

ru вы сможете найти не только бюджетные модели но и более дорогие — для настоящих профессионалов. Всегда стоит помнить, что надежность запчастей зачастую прямопропорциональна ее стоимости.

Источник: http://velo-travel.com/raznoe/gde-kupit-i-kak-pravilno-vybrat-zadnij-pereklyuchatel-na-gornyj-velosiped.html

Настройка заднего переключателя скоростей велосипеда

Главная / Статьи / Настройка заднего переключателя скоростей велосипеда

Задний переключатель — деталь велосипеда, которая часто подвергается ударам.

Перед тем, как приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут — два направляющих ролика рамки должны лежать в одной плоскости, и, соответственно, цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.

Как правило, в задней части параллелограмма переключателя находятся специальные винты, которые своими концами физически ограничивают движение переключателя к большей или к меньшей шестерёнкам кассеты и предотвращают соскок цепи. При ослаблении ограничителя переключатель перемещается на большее расстояние, затягивая винты, его движение ограничивается.

На современных переключателях винты обозначены латинскими буквами «H» (англ. «high») для высоких передач и «L» (англ. «low») для низких. Регулировочные винты не сильно чувствительные, поэтому можно смело крутить на оборот или пол оборота за один раз. Самым ответственным здесь является ограничитель низких передач, который предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.

Ограничитель высоких передач («H»)

Для данной настройки следует ослабить натяжение троса, т.е. закрутить до конца регулировочные барабаны на самом переключателе скоростей и на рычаге, а также перевести звёзды в положение самой высокой передачи: большая звезда спереди и маленькая сзади.

Поворачивая регулировочный винт «H» добиваемся, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездой. Вращение по часовой стрелке смещает рамку в сторону больших звёзд, против часовой — во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низких передач («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы.

Для данной настройки следует перевести шестерёнки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади, а также максимально выкрутить регулировочный винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.

Для правильной настройки нужно выровнять ролики и большую звезду. Закручивая винт «L» по часовой стрелке, рамку переключателя смещаем в сторону малых звёзд; против часовой — в сторону спиц.

Настройка переключения

Настройка происходит  за счёт натяжения или ослабления троса при вращении специального регулировочного барабана (в некоторых случаях их два, с обеих сторон концов троса) и основана на двух принципах: переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса,  переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.

Перед тем, как начать настройку, нужно переключиться на самую высокую передачу (маленькая звезда) и убедиться в том, что рычаг переключения находится в своём крайнем положении.

Затем делаем первый щелчок и начинаем вращать педали вперёд. Цепь должна перейти на одну позицию выше. Если этого не происходит, то трос слишком слабо натянут. Соответственно, нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в пол оборота. Важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.

Обратите внимание

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут наконечник рамы.

Регулятор натяжителя («B-tension»)

В современных переключателях два подпружиненых рычага. Нижний, называемый также «A-pivot», поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звёзды. Верхний — «B-pivot» обеспечивает движение рамки назад к большой звезде.

В большинстве случаев существует возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага «B» параллелограмма переключателя с помощью специального регулировочного винта, то есть фактически регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде.

Чтобы выполнить настройку установите цепь на самую большую звезду кассеты, то есть на самую нижнюю передачу.

При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх, приближаясь к звезде, увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения. Разумеется, ролик не должен задевать за шестерёнку.

Зазор должен составлять примерно 5 мм. Данную регулировку нужно проводить заново при замене звёзд кассеты или при смене длины цепи.

Источник: https://cycle-sport.ru/tuning-rear-derailleur

Ссылка на основную публикацию